Проповеди на праздники:


Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье, 1956 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Наступает святой и Великий пост, время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен особенно позаботиться о том, чтобы испросить y Бога прощения грехов и достойно причаститься Святых Христовых Таин. Без этого мы не можем получить оправдания и спасения. 

А чтобы получить от Бога прощение грехов, нам нужно смириться, покаяться, признать себя грешными и примириться с ближними — простить им все обиды, ибо Господь прямо и ясно говорит всем нам, как мы слышали сегодня в Евангелии: если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш нe простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15). Потому что, нe прощая ближним своим, мы делаемся недобрыми и злыми перед Богом и людьми. Поистине, тогда что будут означать перед Богом наши пост, молитва и поклоны, наши говение и покаяние? He будут они угодны Господу и не принесут пользы душам нашим. Да и сами рассудим: не великого ли сожаления достойны те христиане, которые и в дни поста и покаяния не желают примириться с ближними? Вот, например, я, христианин, говею, иду в храм Божий на великопостную службу, а тут, как на грех, встречается со мной недруг, с которым я поссорился и не помирился. И что же? Недруг не хочет смотреть на меня, и я от него отворачиваюсь; и в моей душе, и в душе недруга кипит вражда и злоба. Какая же при таком настроении может быть молитва? Какое покаяние? С какой душой пойду на исповедь? С какой совестью буду приступать к Христовым тайнам? Ведь если я не хочу простить ближнего своего, то Отец Небесный не даст и мне прощения и нe примет к Себе, значит, участь моя будет одна с диаволом, ибо середины нe бывает. Как страшно об этом даже подумать!!! А вот мы часто об этом и не думаем, обижаемся на ближних, оскорбляемся, гневаемся и ожесточаем сердца свои и отдаем свои души врагу диаволу.  

Когда-то в детстве в рассказах по истории нам приходилось слышать об одном страшном случае. Греческий император Василий Болгаробойца ослепил 10 000 болгар и, оставив при них одного кривого (т. е. с одним глазом), отпустил их на родину. Была зима... Вьюжная, холодная... И 10 тысяч несчастных, держась друг за друга, идут в темноту, спотыкаясь и падая. Ужасная картина... Но все же идут и придут на родину, потому что держатся друг за друга. А мы среди дня ходим, как во мраке ночи, — в душевном ослеплении. Мы не видим дороги на родину нашу, — в Небесное Отечество, к Господу Богу, ибо не держимся друг за друга, а идем среди ссор, вражды, зависти, ненависти, обид, гнева, разделений, несогласий и всякого нестроения. Страшное, тяжелое и гибельное состояние — это духовная слепота, это душевное усыпление. 

И вот в дни поста Церковь хочет пробудить нас. Она погасит свет в храмах. Она отложит светлое, торжественное пение в надежде, что в темном храме среди грустного пения — покаянного плача — засияет для нас, или хотя бы даже забрезжит, заря спасения. И мы с сердечным сокрушением и твердой решимостью воскликнем: Душа моя, душа моя! Восстани, прозри! Что спиши?.. И тогда откроется нам Господь, и мы «отвергнем дела тьмы и облечемся в орудие света».

Так отзовемся на призыв Церкви! Обратимся к Богу с молитвой: Господи, умягчи сердца наши и помоги нам в нынешний же день, предлагаемый нам Св. Церковью, примириться друг с другом и испросить прощения друг у друга искренне и чистосердечно.  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх