Проповеди на праздники:


Неделя Святых жен-мироносиц 1956г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Настоящая неделя называется Неделей святых жен-мироносиц. Чем же это жены-мироносицы заслужили такую честь и память, что для воспоминания и прославления их Святая Церковь выделила в году особую неделю?

Конечно, не только тем, что в день Воскресения Христа весьма рано утром они несли миро благовонное ко гробу Его, чтобы помазать Его тело, за что и названы  мироносицами. Ибо это было их последним делом, которое они сделали для Него, из любви к Нему умершему. Но и прежде этого, при жизни Его, они показали свою особую любовь к Спасителю: при погребении Его они были, при распятии Его находились, когда вели Спасителя на Голгофу, они шли за Ним неотступно и плакали. А, главное, во всё время, когда Иисус Христос ходил по городам и селам и учил народ, эти женщины одни из первых следовали за Ним и служили Ему своим имением.

Теперь мы спросим, что привлекало их к Иисусу Христу? Ведь они еще не знали, что Он-Сын Божий, Спаситель рода человеческого, Творец, Вседержитель, Бог. Что же именно заставляло их так любить Его?

Учение, которое Он проповедовал. Еще никто не учил так, как учил Спаситель. Еще никто не говорил так, как Он говорил. Из уст Его лилось слово благое, божественное, как исцеляющий бальзам, и они отойти от Него не могли, всё услышать что-нибудь от Него желали.

Итак, вот чем жены-мироносицы заслужили честь и память Святой Церкви - именно своей несокрушимой любовью к Иисусу Христу. И особенно тем, что любили слушать Его учение и, следуя за Ним повсюду, служили Ему своим имением. И потому не только сами учились у Спасителя, но некоторым образом помогали Ему учить других, доставляя Ему и ученикам Его нужное для жизни. Так жены-мироносицы были на деле ревнительницами просвещения, которое Спаситель всюду распространял.

При воспоминании о женах-мироносицах прилично нам вспомнить и о наших святых русских женщинах. Характерно, что святая русская женщина весьма отличается от святой Запада. Святые Запада, как например, святая Тереза, святая Екатерина Сиенская и другие большие святые, жившие во Христе, -пребывали в постоянной страстной  молитвенной напряженности, - как в экстазе. Они как бы не видят мира, не живут в нем, не замечают его. Совсем не то русские святые. Святая православная русская женщина так же стремится ко Христу, смотрит открытыми очами туда, к Нему, хочет идти за Ним, «встает рано утром, чтобы нести ароматы Воскресшему». И она вся в молитве. Но она молится не только в уединенной своей келье, она молится не только словами, но и делом, трудом и подвигом.

Вот, например, святая Юлиания Лазаревская, она всю жизнь хлопочет около голодных... лечит, ухаживает, кормит... Вот, святая Евфросиния Полоцкая, - она инокиня, но житие опять изображает ее ярче среди убогих, чем в уединенной келье. Вот, святая Анна Кашинская, - она вся в делах милосердия. Даже тогда, когда она уже старая инокиня, она заботится о том, чтобы сын ее правил по правде, не обижал вдову и сироту.

Святая русская женщина умела молиться, но она не могла отвратить взглядов своих и от земли, где так много горя и слез. Она любит Христа, как в Его подлинном лике, так и в лице меньшей братии Его, согласно заповеди Спасителя: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Таким образом, в русской женщине соединена Марфа, пекущаяся o Господе, чтобы накормить и успокоить Его, с Марией, умеющей сидеть у ног Христа и слушать слово Его.

Потому храните этот великий дар Божий в себе, русские православные женщины! Несите его через весь свой жизненный путь, как великую святыню. И божественный Искупитель воздаст вам за это величайшей вечной радостью, как воздал Он, Всеблагой, святым женам-мироносицам.

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх