Неделя святых отец 7-го Вселенского Собора, 1962 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня Церковь Христова прославляет память святых отцов, участников 7-го Вселенского Собора, утвердившего догмат иконопочитания.
Только зная всю тяжелую обстановку того времени для жизни Церкви, мы можем ясно представить себе, каким великим, самоотверженным подвигом являлась защита истины Православия.
Византийский император Лев Исавр, желая обратить магометан в христианство (а магометане имели отвращение к иконопочитанию), издал приказ, строго воспрещающий употребление икон и в церковной, и в домашней жизни. Но этого указа императора не побоялись и не послушались ни константинопольский патриарх Герман, ни духовенство, ни верующий народ. Против указа возвысили свой голос папа Григорий 3-й на западе и святой Иоанн Дамаскин на востоке. Раздраженный император низложил патриарха Германа и воздвиг жестокое гонение на всех почитателей святых икон. Папу Григория 3-го он приказал убить, но это ему не удалось. А святого Иоанна Дамаскина он оклеветал перед Дамасским Калифом, у которого Иоанн был любимым и доверенным министром. Введенный в заблуждение Калиф приказал отсечь правую руку оклеветанному в измене Иоанну. С отсеченной рукой в великом горе святой Иоанн повергся перед иконой Пресвятой Богородицы, умоляя Царицу Небесную о своем оправдании. В изнеможении от потери крови он заснул. Пробудившись от сна, он увидел, что рука его приросла, остался только один рубец на месте отсечения. В молитвенном восторге святой Иоанн воспел: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...» В благодарность за это чудесное исцеление святой Иоанн отлил из серебра подобие усеченной руки и прикрепил его к образу Богоматери. С тех пор икона Божией Матери стала изображаться с тремя руками и получила название «Троеручицы». Пораженный этим чудом Калиф хотел возвратить Иоанну должность министра, но святой Иоанн отказался и, раздав свое имение бедным, удалился в монастырь.
По смерти императора Льва Исавра гонение на иконопочитателей не прекратилось. Ссылки, заключения в темницы, лишения имущества, пытки и казни продолжались и при трех последующих императорах, в течение еще 25 лет. Только после смерти последнего императора-иконоборца благочестивая супруга его, императрица Ирина, прекратив гонения, созвала в 787 году в городе Никее 7-й Вселенский Собор, который и утвердил догмат иконопочитания.
Употребление святых икон не было произвольной выдумкой человеческой, а было точным исполнением повелений Божиих, данных еще в Ветхом Завете Моисею. Только в те ветхозаветные времена, когда еще не было воплощения Сына Божия, когда еще не явил Себя Господь видимым образом, не могло быть изображения Самого Господа Бога. Не могли также изображать тогда и святых угодников Божиих, т. к. сама возможность святости человека впервые открылась после сошествия Святого Духа, как результат искупительной жертвы Спасителя. Поэтому единственной возможностью изображения на ветхозаветных иконах могли быть только Ангелы, которые неоднократно являлись праведникам для возвещения им воли Божией.
Давая повеления об устройстве Скинии Моисею (т. е. храма Божьего), Господь сказал: Сделай из золота двух херувимов чеканной работы... на обоих концах крышки (Ковчега Завета) (Исх. 25, 18), и сделай завесу и изобрази на ней херувимов (2 Пар. 3, 14).
В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос послал Свой Нерукотворный образ Эдесскому князю Авгарю, который получил через этот образ исцеление от неизлечимой болезни.
Святой апостол и евангелист Лука был первым иконописцем, написав несколько икон Божией Матери и икону апостолов Петра и Павла.
Богоугодность почитания святых икон подтверждается также особенно ярко множеством чудотворных икон.
Напрасно протестанты и различные сектанты возражают против икон, пытаясь их представить, как некоторую форму идолопоклонства. Моисей, ограждая избранный народ еврейский от влияния языческих культов, — поклонения идолам — смело ввел по повелению Божию в богослужебный чин почитание икон (изображение Ангелов) и заповедовал соблюдать его во все времена, как установление Самого Господа. Моисей прекрасно понимал всю огромную разницу между иконопочитанием и идолопоклонством, понимал ее и еврейский народ, понимают ее и все верующие христиане. Идол в язычестве считался не изображением бога, а самим богом, и поклонение идолу было поклонением именно этому идолу, как богу.
В христианстве же, по определению 7-го Вселенского Собора: «честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу, изображенному на ней».
Потому пусть не смутит нас, православных христиан, никакая пропаганда против иконопочитания. Будем иметь твердое знание и уверенность, что поклонение святым иконам есть дело богоугодное, установленное Самим Богом, для нас спасительное и прославленное тысячелетней практикой Церкви.
Аминь.