Неделя святых отец 1957г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В преддверии праздника Рождества Христова приличествует вспомнить и о том преддверии, в каком находился мир перед Рождеством Христа.
Еврейский народ, хранивший слово Божие, почти все время жил более или менее отчужденно от остального языческого мира. Но уже за 585 лет до Р.Х., в наказание за свою нечестивую жизнь, по допущению Божию, евреи были завоеваны вавилонским царем Навуходоносором и отведены в плен, в котором и пробыли 70 лет. Еврейскому народу за его неверность завету Божию Вавилонский плен, кроме своего значения, как наказания, имел еще более важное и глубокое значение для всего человечества. Вавилон тогда был центром языческого просвещения, и полоненные евреи сыграли роль миссионеров и проповедников истинной религии. Кроме того, после плена возвратилась незначительная часть народа обратно в свою землю, большинство же осталось в Месопотамии и понемногу рассеивалось по всем направлениям земли; наделенные Богом большой жизненной силой, они оказали глубокое влияние на последующую судьбу языческого мира.
Несмотря на отрицательное отношение к евреям языческого мира, влияние их усиливалось с каждым годом. Этому содействовало само состояние языческого мира. Он клонился уже к упадку и разложению. Великие монархии Востока: Египетская, Ассирийская, Вавилонская и Персидская - все поочередно господствовали и исчезали. Тоже произошло и с греческим владычеством. Но Греция сыграла особенно большую роль тем, что перевела Свящ. Писание на греческий язык. Так что благодаря этому уже и язычники могли читать священные книги и познавать истинного Бога. А незадолго до пришествия Спасителя (64 г. до Рождества Христова) на смену Греции пришел Рим. Рим сделался властелином мира. Рим стянул к себе все, что было лучшего в тогдашнем мире, там столкнулись между собой всевозможные языческие культуры, и с ясностью показали, что все языческие боги есть произведения самих народов и не в состоянии удовлетворить присущей человеку потребности в безусловной истине религии.
Отсюда началось ужасное общественное разложение, люди ощущали ужасающую духовную пустоту, потеряли веру в будущее и искали выход в оргиях наслаждений или в самоубийствах. Но лучшие язычники видели, что мир идет к гибели, и стали надеяться, что откуда-нибудь должно будет прийти спасение, если не от людей, то свыше. И надежда этих людей совпадала со словом Божиим, ибо сроки пришествия Спасителя мира исполнялись, и взоры лучших людей языческого мира обращались к востоку, к Палестине! Среди же евреев ожидание пришествия Спасителя достигло наивысшего напряжения. Но, к сожалению, они затемнили своими человеческими желаниями свидетельства слова Божия и неправильно представляли, в каком виде явится Спаситель мира, и ожидали увидеть в Нем просто всемирного Завоевателя, Который покорит весь мир еврейству. Но все же духовно просвещенные люди ожидали увидеть в Нем истинного Спасителя мира, Который искупит человека от рабства греху, водворит мир в возмущенной душе, принесет истину на землю и откроет врата в вечное Царство Божие.
Так вот, и в особенности нам, христианам, необходимо встретить этот великий праздник Рождества Христова не только внешними увеселениями, но главное внутренне, духовно: посещением храма Божия, богомыслием, добрыми делами любви и милосердия, прощением обид друг другу.
Аминь.