Неделя святых отец 1955г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня, в последнее воскресенье перед праздником Рождества Христова, вспоминаются ветхозаветные праведники, из рода которых воссиял Господь наш Иисус Христос.
В родословии Господа Иисуса Христа, которым начинается Евангелие, первыми поставлены Авраам, Исаак и Иаков. Среди других имен в родословии выделяется имя царя Давида и обращается внимание на времена плена Вавилонского. Апостол Павел называет Авраама отцом всех верующих (см. Рим. 4, 11), ибо вера Авраама не колебалась ни при каких искушениях. Исаак был кротким и благочестивым. Иаков был послушен родителям своим и твердо верил в исполнение обетования Божия. Давид был самым благочестивым, кротким и верующим царем в Израиле. Его псалмы - духовные песни, молитвы - употребляются в Церкви Христовой наравне с новозаветными писаниями. Пророк Даниил и три его сверстника: Анания, Азария и Мисаил были в самой ранней юности своей взяты в плен Вавилонский. Там они презрели все мирские почести и не убоялись угрозы смерти ради сохранения веры в истинного Бога. Таковы были предки народа еврейского. А теперь этот же самый народ стал Богоборцем.
И вот возникает вопрос: разве Бог, давая благие обетования Аврааму, Исааку и Иакову, не знал, что так будет? Конечно, знал и предызобразил это Иакову в таинственном видении. И это Свое предсказание Господь, запечатлел переменой ему имени. Вот как это было. Иаков, возвращаясь из Месопотамии, боялся мести своего брата Исава. Ночью он молился Богу, и вот явился ему Некто, и боролся с ним до зари, и, оставляя его, сказал: Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32, 28).
В то время для Иакова это видение было укреплением его надежды на победу над враждой брата его, но одновременно оно предзнаменовало всю ветхозаветную историю, всю историю еврейского народа, Ибо богоизбранный народ все время оказывал сопротивление божественному призванию, а, предав Христа на распятие, явно стал богоборцем. А все, что написано в Священном Писании, написано в наше назидание.
И у нас есть свой Авраам - святой князь Владимир, крестивший Святую Русь. И у нас на Руси, подобно ветхозаветным праведникам, были святители и преподобные, были благочестивые цари, бояре и всякого рода люди, смиренно подвизавшиеся в молитве и покаянии. А за последние годы коммунистической власти страна наша явила великий сонм мучеников за веру Христову. Но так же среди русских людей нашлось немало и богоборцев, которые вместе с врагами Христовыми разрушали храмы Божии и другие святыни христианские. Но, к великой радости нашей, как свидетельствует сама жизнь, среди глубин русского народа вера Христова умножается, зреет и укрепляется.
Но вот посмотрим теперь на нас, русских православных христиан, в рассеянии сущих. Кругом раздоры, разъединения и ссоры, и главное, где - вокруг Церкви. Явное непослушание Церкви Христовой в лице ее архипастырей и пастырей. А для нас, принявших святое крещение, не может быть промежуточного состояния, как только или служение Богу в смирении и послушании, или богоборчество - в гордости и своеволии. Вот, наблюдая наше непослушание Церкви, не только горько, но и страшно! Да избавит нас Господь от этого! Все силы, все средства скорее нужно устремить на служение Богу, иначе они использованы будут врагом на богоборство. Помоги нам, Господи!
Аминь.