Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец. Акафист преподобному Сергию. О боговоплощении

Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец. Акафист преподобному Сергию. О боговоплощении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, с сегодняшнего церковного дня мы вступили в святые предпразднственные дни великого праздника Рождества Христова. Дорогие братия и сестры, Святая Церковь заранее нас приготовляет к достойной встрече этого праздника, чтобы мы уразумели значение его для нас, готовыми оказались принять на земле рождшегося ради нас Богомладенца Христа и оказали бы Ему подобающую честь и славу. Святая Церковь приготовляла нас к этому празднику шестинедельным постом, чтобы мы очистили свою душу, и оглашала наш слух дивным песнопением «Христос раждается ...», призывающим нас к подготовке к этому празднику. И вот теперь мы с вами по милости Божией дожили до преддверия этого великого праздника. Еще несколько дней отделяют нас от него, и мы тогда едиными устами и единым сердцем будем прославлять милосердного Христа Бога нашего, воплотившегося от Пречистыя Девы Марии ради нашего спасения.

Дорогие братия и сестры, ни в чем другом так не оправданы слова Священного Писания, что тако возлюби Бог мир (Ин. 3, 16), как в чудесном событии рождества Господа нашего Иисуса Христа. Мы не можем себе представить этой бесконечной любви Божией. Весь род человеческий был овцой заблудившейся и погибавшей и ежедневно взывал к Богу устами святого царя Давида: «Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего» (Пс. 118, 176). И вот Пастырь Добрый сходит на землю для спасения заблудшей овцы, чтобы положить за нас душу Свою. Целыми тысячелетиями ждал человеческий род обетованного Избавителя, и вот наконец исполняется его желание, его чаяние. Услышаны вопли заблуждшаго человечества: на землю нисходит Солнце правды и просвещает во тьме лежащий человеческий род. Представьте себе, дорогие братия и сестры, шествующего по дороге странника, которого застигает вдали от жилища темная непроглядная ночь, он сбивается с дороги, не знает, куда идти. Поднялась буря, дождь пошел, несчастный от холода, и усталости, и страха изнемогает и в отчаянии и ожидании смерти падает на землю. Понятно, какою радостью почтет он ту минуту, когда стихнет буря, перестанет дождь и он увидит рассвет дня и восходящее на востоке лучезарное солнце. Подобную ночь духовную представляла некогда жизнь всего человеческого рода, которая длилась более пяти тысяч лет и держала в своем мраке весь человеческий род.

Накануне праздника в честь рождества Христова перенесемся, братия, своими мыслями в Вифлеем. Представьте, что вы стоите в вертепе над яслями, где лежал повитый Младенец Господь Иисус. Какие чувства наполняли бы тогда вашу душу? Мы передадим вам одну прекрасную беседу, которую вел в душе своей с Младенцем Иисусом блаженный Иероним, когда он жил в Вифлееме и стоял у яслей Господних. «Когда бы я ни посмотрел на место, где родился мой Спаситель, всегда имею с Ним сладкий в душе разговор, — говорит блаженный Иероним. ’’Господи Иисусе, — говорю я, — как твердо было Тебе лежать там, в яслях Твоих, ради моего спасения! Что должен я воздать Тебе за это?” И мне казалось, как будто Младенец отвечал мне: ’’Ничего Я не желаю; пой только: слава в вышних Богу! Еще хуже будет Мне в Гефсиманском саду и на кресте”. А я говорю: ”Ах возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы Тебе все, что имею”. Но Он отвечал: ”И небо Мое, и земля Моя. Я не нуждаюсь ни в чем, отдай лучше все это бедным людям, и Я прииму, как бы это было сделано для Меня”. Я продолжал: ’’Охотно сделаю я это, но что же я дал бы Тебе собственное?” Тогда Младенец отвечал мне: ’’Если ты такой щедрый, то Я скажу тебе, что ты должен дать Мне: дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твое осуждение”. — ’’Что же хочешь Ты с ними сделать?” — спросил я. ”Я возьму их на Свои рамена: это будет Моим достоянием и тем великим делом, о котором предсказывал Исаия: Сей грехи наша носит и о нас болезнует” (Ис. 53, 4). Тогда я начал плакать и сказал: ’’Божественный Младенец! Возьми, что есть моего, и дай мне Твое! Тобою я оправдаюсь от грехов и верою в жизнь вечную”». Вот трогательный рассказ, ясно показывающий безмерную к нам любовь небесного Пастыря Иисуса Христа, Который в Евангелии Своем сказал: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый душу Свою полагает за овцы». Христос стал Человеком, чтобы человек стал богом.

Великое это чудо, дорогие братия и сестры, что Христос стал Человеком, чтобы спасти человека. Здесь открывается беспредельная божественная премудрость, и сила, и благость, и любовь. Человек вследствие Адамова преступления отступил от Бога, стал чадом гнева Божия, рабом греха, пленником диавола, наследником вечного мучения. Для человека не было посредника, чтобы примирить его с Богом, для человека были заключены врата Небесного Царства и потеряна надежда на спасение. Бог сжалился над созданием рук Своих, сошел Сам на землю, воплотился, чтобы спасти человека, то есть показать ему путь ко спасению, открыть ему врата Царства Небесного, соединить его с Богом и Отцом, избавить его от рабства греху, от плена диавольского, от вечных мучений: прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19,10). Вот цель домостроительства воплощения.

Здесь церковные богословы недоумевают и говорят: разве Бог для спасения человека не мог послать другого человека — в духе и силе, как, например, был послан для спасения евреев святой пророк Моисей? Нет, отвечает святитель Василий Великий, объясняя слова псалма : брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея (Пс. 48, 8—9), то есть какими бы дарованиями и добродетелью человек ни обладал, он не может выплатить достаточной цены для искупления только своей души, а тем менее душ всех людей. Мог бы Бог послать ангела для спасения? Мог бы, но и ангел с тварною, ограниченною силою не мог понести бремени, выплатить весь греховный долг, который беспределен. Для спасения должен был сойти Сам Бог, сила Которого беспредельна.

Бог, соединяясь с тварною природою, избирает не ангельскую природу, более благородную, чем человеческая, но избирает природу человеческую. Для чего? Надлежало спасти человека, а поэтому человек же и должен был искупить его. Это было необходимо и для того, чтобы диавол, некогда победивший человеческую природу, сам был бы побежден и посрамлен ею. И тот, кто некогда соблазнил человека, желая его сделать богом, сам был введен в заблуждение, видя Бога, ставшего Человеком. Но Бог мог бы нас спасти одним Своим словом, не воплощаясь, разрешить наши долги. «Мог бы, — отвечают святые отцы. — Мог бы простить нам наши грехи, но тогда мы бы познали только Божие всемогущество, а не познали бы крайнего Божия милосердия». Бог стал Человеком по великой любви к нам, которою возлюбил нас. Если Бог так возлюбил нас, дорогие братия и сестры, то и мы должны возлюбить так же Господа, ради нас сшедшего с небес, должны достойно встретить Его, и приготовить Ему место, и принять Его с верой и любовью.

Как же мы должны встретить Его? Ответим словами святого Иоанна Предтечи: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими (Лк. 3, 5. Ис. 40, 4). Мы должны благоустроить путь Христу к нашим сердцам, ибо никто из нас не может сказать, чтобы путь Его к нам был благоустроен. Если мы внимательно будем себя испытывать, то найдем, что наша душа не благоустроена к принятию Спасителя, что в ней путь для Христа загроможден непроходимыми дебрями мирских страстей и наклонностей, так что сквозь это не видно света небесного. А особенно оно загромождено горами и холмами гордости и превозношения. Если совесть нас в этом обличает, то надо смириться и поспешить в оставшееся время приготовить в своем сердце путь для Господа. Конечно, это трудно, но уже одно сознание неблагоустроенное своей души есть первый шаг к преодолению трудностей. Сознание всей силы зла, с которым надлежит бороться, возбуждает отвращение к нему, а отвращение вызывает усилие к освобождению от него; недостаточность собственных сил к побеждению зла возбуждает чувство нужды в благодатной помощи, молитва о ней низводит ее на молящегося.

Таким образом при помощи благодати Божией постарайся в оставшиеся дни очистить свое сердце от терний житейских попечений и забот и в особенное раскопать в себе горы и холмы гордоста. Ничто так не затрудняет шествие к нам Господа, ничто так не удаляет Его от нас, как гордыня, в особенности гордыня духовная. Господь сошел на землю только для нищих духом, только для тех, которые чувствуют свое бессилие в борьбе с грехом и нужду в спасающей благодата и призывают ее всеми силами своей души. Вот для кого пришел Сын Божий, а не для людей гордых своею мнимою праведностаю. Они не чувствуют нужду в Спасителе, потому что надеются спастись одними своими силами, надеясь на свои заслуги перед Богом. И оказывается, что не они в долгу у Бога, а Бог в долгу у них... Но это самообман, самодовольство. Если мы сличим беспристрастно свою жизнь с законом Божиим, требующим от нас не только чистых дел, но и чистых мыслей, и при этом вспомним, что говорит Писание: «Кто соблюдет весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2.10), то поймем, что мы окаянны, нищи, слепы и наги. Только тогда мы поймем нужду в Спасителе, когда познаем свою духовную нищету и наготу. И хорошо тогда будет для души, если увидит свое окаянство и смирится. Господь, видя смирение, не замедлит приблизиться и Своею благодатию утешит. Только гордость, словно гора неприступная, удаляет от нас Господа. Смирение разрушает эту гору и делает ровным и гладким путь к нам Господа. Возлюбим же смирение всегда, а особенно в наступающий праздник.

Оставшиеся до праздника дни постараемся употребить для своего приготовления, главным образом, душевного приготовления, чтобы душа наша с радостию встретила этот праздник. Поэтому по возможности будем в эти дни усердно посещать храм Божий и будем внимательно рассматривать свою душу, и если найдутся на ней грязные, порочные места, как, например, страсти: злоба, гнев, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и другие, — эти места надо омыть слезами покаяния. Встанем смиренно пред Господом, и с сокрушением воздохнем, и слезно восплачем пред Ним, и скажем: «Боже, милостив буди мне, грешному: очисти, Господи, беззакония моя», — и этими слезами омоется душа наша и украсится. Первые христиане пред праздником Рождества Христова исповедовались и причащались Святых Таин именно для того, чтобы в великий праздник вступить с очищенною и омытою душою.

Не забудем и дел милосердия, кто имеет к тому возможность.

Итак, постараемся хотя в небольшой доле приготовить себя достойно ко встрече Рождшагося Господа, чтобы нам Его встретить с духовной радостью. Помолимся же и попросим об этом Господа. Сподоби же нас, Господи, достойно и радостно встретить и провести великий день Рождества Твоего, и если душа не имеет для того светлой одежды, то Ты Сам, Светодавче, просвети одеяние ея и введи в чертог Твой! Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Проповеди на праздники:

Наверх