Неделя пред Крещением 1960 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Нынешний день называется Неделей пред Просвещением, т. е. перед праздником Крещения Господня.
В евангельском чтении говорится о вступлении на проповедь общественного служения Иоанна Предтечи, задача которого состояла в том, чтобы приготовить путь перед Господом.
Иудея в то время в духовном отношении представляла очень печальную картину. Утратив свою политическую независимость, подчиненные римскому владычеству, что особенно было тяжело евреям, как избранному народу Божию, они извратили и само понятие о Мессии, они ждали не духовного Царя — Избавителя от греха, проклятия и смерти, но земного владыку, дающего им мировое владычество. Люди разделились на враждебные друг другу религиозные партии и задавлены были «преданием старцев», что считалось выше Свящ. Писания. На Моиссевом седалище, по образному выражению Иисуса Христа, сели книжники и фарисеи, которые не только не приближали народ к Богу, а, наоборот, удаляли и делали сынами геенны (см. Мф. 23).
Потому необходимо было расчистить духовную почву, умягчить сердца людей и согреть их доброделанием, чтобы таким образом люди оказались способными встретить и принять Христа.
Сам Иоанн, подготовляясь к своему высокому служению, прошел суровую школу пустынника. Подобный своему прообразу - пророку Илии, он вел строгий образ жизни, воздерживаясь от самых необходимых удобств.
Господь уже давно не посылал иудеям пророков. Со времени последнего пророка Малахии прошло более 400 лет. Поэтому, услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон собирался к нему послушать его. Иоанн же, проповедуя, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие», т. е. приблизилось время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, Который будет призывать всех в Свое Царство вечной, блаженной жизни.
Всех, кто верил словам его и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордане, т. е. погружал в воду с возложением руки на голову крещаемого.
Ввиду всеобщего тогда ожидания Мессии-Христа, многие думали, не он ли Христос, но Иоанн говорил, что он не Христос: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его», т. е. недостоин исполнять самые низкие обязанности жизни. «Я крещу вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Крещение Иоанново не было таинством, а лишь тяжелой подготовкой к таинству.
Таинство св. Крещения установлено Самим Господом, в таинстве сила Духа Святого вводит человека, как через дверь, в духовное здание Церкви Христовой.
Мы, христиане, имеем теперь великое счастье быть членами Церкви Христовой, т. е. того Царства, о наступлении которого проповедовал Иоанн Креститель. Каждый, кто дорожит делом спасения своей души, должен помнить, что для этого необходимо сердечное покаяние в своих грехах.
Пусть в ушах наших с силой гремят слова Иоанна Крестителя: «покайтесь!» И пусть этот глас, вопиющий к душам нашим, побудит нас устремиться в храмы Божии, где раздаются глаголы не только Иоанна, но и Самого Спасителя. Будем же, возлюбленные братия и сестры, обновлять свои души молитвою и покаянием, чтобы достойно встретить великий праздник Богоявления и достойно причаститься великой агиасмы - св. крещенской воды, которая и освящается благодатью Духа Святого для наших исцелений.
А Предтечу Христову будем молить: «Святой великий пророче Божий, Предтеча и Креститель Господень Иоанне, моли Бога о нас!»
Аминь.