Неделя по Рождестве Христовом
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Узнав от волхвов о рождении Царя Иудейского — Господа Haшeгo Иисуса Христа — царь Ирод встревожился, а когда волхвы не возвратились к нему, то он весьма разгневался.
Ирод был жестокий, кровожадный человек: невозможно перечислить всех несчастных, которых он предал смерти; он нe щадил самых близких людей, по пустому подозрению казнил свою невинную жену, трех своих сыновей и много других родственников.
Перед своей смертью он отдал приказ (к счастью, неисполненный), чтобы собрать всех знатных иудеев в Иерихон и сразу умертвить их в тот же день, как умрет он сам.
Чтобы обеспечить себя от притязаний нового Царя, бессердечный и подозрительный Ирод задумал погубить новорожденного Младенца Христа. Ирод дал повеление, как мы слышали сегодня в Евангелии, убить всех младенцев мужского пола в Вифлееме и его окрестностях от двух лет и моложе.
Но Христос пришел не для того, чтобы в младенческом возрасте пасть под мечами иродовых убийц; поэтому, по повелению Божию, св. семейство бежало в Египет.
По преданию, было убито тогда в Вифлееме 14 000 младенцев. Это были первые мученики за Христа.
Вифлеемские мирные поля, на которых недавно слышалось пение Ангелов, воспевавших Рождество Христово, огласились теперь стонами и воплями невинных страдальцев.
Сердце человеческое наполняется скорбью от такого злодеяния и невольно вопрошает: «Почему Господь попустил это избиение младенцев?». «Потому, — отвечает на этот вопрос Иоанн Златоуст, — что всякую неправедную обиду Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или готовит за нее в награду блистательнейшие венцы».
А если мы скажем, что эти дети, достигнув возраста, может быть, совершили бы великие дела? Но Бог не допустил бы их ранней смерти, если бы они могли сделаться великими людьми. Напротив, они легко могли быть в числе тех, которые кричали Пилату: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших». Может быть, они переживали бы ужасающие страдания при разрушении Иерусалима и т. д. А теперь они, как мученики за Христа, имеют вечное блаженство в Царстве Отца Небесного. И, может быть, многие люди в потустороннем мире желали бы быть на месте убиенных младенцев.
Суд же Божий постиг убийцу Ирода еще здесь, на земле. Смерть его была ужасна, редко встречающаяся в истории. По словам еврейского историка Иосифа Флавия: «Бог, желая наказать Ирода за его жестокость, увеличивал его болезнь. Медленный жар мучил и пожирал его внутри. Его внутренность была полна язв, многие наружные части тела были изъедены червями. Он едва мог дышать, и дыхание его было так зловонно, что нельзя было приблизиться к нему. И вдобавок ко всему этому страшный голод мучил его, такой голод, которого не было возможности утолить».
После смерти Ирода, которая последовала через год после избиения младенцев, св. семейство возвратилось в свою страну, в город Назарет.
В Палестине, близ вертепа Рождества Христова, есть пещера, где священные останки многих из этих убиенных младенцев хранятся за железной решеткой. Там устроен католический престол во имя святых младенцев мучеников.
Преклонимся же перед величием мудрости Божией, направляющей козни диавольские — действие зла в мире — на пользу добра, и пребудем в непрерывном мире с Богом, «Который хочет всем спастися и в разум веры приити». Ибо, как говорит святой апостол Петр: «Если страдаете за правду, то вы блаженны, а страха не бойтесь и не смущайтесь».
Аминь.