Проповеди на праздники:


Неделя по Крещении 1966 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дни предпразднества Крещения до отдания великого праздника называются днями просвещения.

Значение этого названия ясно выражено в церковной песне праздника: «Явился еси вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас... » В этой церковной песне кратко изображается всемирный переворот, какой совершился в мире с явлением на земле Иисуса Христа.

Кроме того, эти дни названы так в память древних времен Христианской Церкви, когда перед праздником Богоявления обыкновенно совершалось Таинство Крещения над готовящимися принять христианство, которые и назывались оглашенными, или просвещаемыми, т. к через веру Христову они получали свет истинного Богопознания.

Просвещать значит делать ясным и светлым то, что прежде было мрачным и темным.

Что было в мире до Христа?

Люди находились в неисходной тьме заблуждений  и  суеверий, не  имели истинного познания о Боге. А, не зная истинного Бога, они не знали и того, как жить правильно, по закону Божию, как избегать греха. Люди руководствовались одними чувственными влечениями, думали только о теле, о временной жизни. А если верили в будущую жизнь, то только как продолжение той же земной, ограниченную одними чувственными удовольствиями жизни.

Итак, спросим себя, возлюбленные братия и сестры, все ли мы понимаем цену той великой любви Божией, того истинного света, явленных нам в спасительном Богоявлении.

Мы не будем говорить уже о том, что еще и доселе (теперь) многие миллионы людей блуждают во тьме язычества.

Но, к сожалению, и между христианами много таких, которые усиленно ищут просвещения, но только не во Христе. Стараются обогатить свой ум разнообразными познаниями, но из круга своего научного  образования  исключают  познание  истин  христианской  веры и заповедей Божиих, думая удовлетвориться одной естественной, земной мудростью. И направить свою жизнь только при помощи одного житейского своего благоразумия.

Но что такое наша земная мудрость, не озаренная лучами света Христова?

Свет земной мудрости, в самом лучшем ее направлении, есть не более, как тусклый свет луны, которая светит не своим светом, но заимствованным от солнца; светит, но не согревает и не животворит.

Оставим в стороне духовное просвещение, которое говорит само за себя, а возьмем пример из естественной науки.

Моисей в книге Бытия в самой сжатой и краткой форме дал картину творения мира, которая удовлетворяла  не только  современного ему человека, но и явилась, по своей изумительной прозорливости, как бы конспектом и всех будущих научных открытий. Он указал не только порядок творения, но и порядок появления живых существ правильно. Современная археология и палеонтология  на  основании многолетних исследований пластов земли и остатков животного и растительного мира пришли к выводу, что все живое началось в воде, что рыбы и птицы появились раньше млекопитающих, и, наконец, человек закончил развитие жизни на земле. А богопросвещенный Моисей всё это знал за много тысячелетий. Больше того, Моисей указал, что творение закончилось, и Бог почил от дел Своих, и что дальше новых видов в мире не появится, что с достоверностью подтверждено самой жизнью на земле.

Можно было бы привести бесконечное число примеров, подтверждающих нам, что истинного знания  не  может  быть  там,  где оно не освящено истинным светом Христова богопознания.  Недаром умы современных выдающихся ученых устремлены к христианству. Не один раз в Европе, в частности в Германии, состоялись религиозно-научные съезды врачей. Съезды эти указали, что в данное время назрела необходимость сочетания  научно-медицинского  мышления с философско-теологическим, которое укажет новые пути врачебной деятельности.

И вот как для телесного ока источником света служит солнце, так для души нашей и ума нашего источником озарения и просвещения духовного служит Христос, истинное Солнце Правды. Я свет миру, - говорит о Себе Спаситель, - кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12).

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх