Неделя по Крещении 1965 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали из Евангелия, как Господь Иисус Христос, Спаситель наш, явил Себя народу.
Он вышел на проповедь слова Божия, и, проповедуя, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Господь положил такое же начало Своей проповеди, как и Предтеча Господень. Потому что покаяние является первым, главным и необходимым условием нашего спасения - есть начало нашего спасения. Иначе сказать, покаяние есть как бы дверь, через которую мы приходим ко Христу, веруем в Него и получаем от Него благодатную помощь.
Покаяние есть прежде всего понимание, сознание своих грехов. Затем -сокрушение о своих грехах и словесное исповедание своих грехов в Таинстве Исповеди, с желанием отказаться от них, и, с помощью Божией, победить их в себе.
Но, к сожалению, отличительным признаком современного общества является почти полное отсутствие сознания своей греховности. Даже среди верующих можно слышать: «Ну, какие там грехи», «У меня нет грехов, ну, там мелкие, житейские какие-нибудь, как у всех». Уже это свидетельствует об усыплении своей совести, - об отсутствии истинного покаяния.
Чтобы не входить в длительные рассуждения, для пояснения укажем на характерный пример из жизни, приведенный американским писателем в его брошюре «Сегодня»: «Отец семейства вернулся из конторы, где он служит, и, сияя от радости, объявляет своей семье: «Я получил 10% прибавки!» Реакция на ту радостную весть была такой: сын мечтает и говорит о новом велосипеде, мать мечтает о новой шубе, дочь - о браслете с часами, и, наконец, сам отец, - о новых клюшках для игры в гольф». Но ни один из членов этой семьи не подумал о ближнем.
Многие из современных людей скажут: что же, вполне нормально, каждый думает и хочет осуществить свое собственное желание. Но именно в этом-то и кроется великий корень зла. Наши прародители Адам и Ева тоже хотели осуществить свое собственное желание - узнать добро и зло и стать, как боги, забыв о заповеди Божией, о воле Божией, и подпали под власть диавола.
Всякое проявление нашего эгоизма есть противление воле Божией, ибо Господь призывает нас к любви, к самопожертвованию. Вот почему всякие наши так называемые «мелкие» грехи - житейские - перед очами Божиими могут быть великими грехами.
Будем же просить Господа, чтобы Он дал нам благодатную способность видеть и сознавать свои грехи, не разделяя их по своему собственному усмотрению на большие и малые, но приносить Богу истинное покаяние во всех своих грехах, чтобы не лишиться нам вечного спасения -вечной радости и славы в будущей вечной жизни - Царства Христова.
Аминь.