Проповеди на праздники:


Неделя о Страшном суде, 1965 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 

И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46), — такими словами заканчивается сегодня евангельское чтение, повествующее нам о Страшном суде Господнем, который совершится при Втором пришествии Его.  

Многих смущают эти слова. Неужели, говорят они, за грехи кратковременной земной жизни страдать вечно? Справедливо ли это? Согласуется ли такое осуждение, или, как мы говорим, наказание на вечные мучения, с понятием о милосердном и любящем Боге?  

Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ведь также и вечное блаженство человек получает за праведные дела кратковременной земной жизни. Если бы Бог прославлял вечно, а наказывал временно, то было бы вечным Его только милосердие, а правосудие не вечным, не действительным. Тогда мы должны признать Бога непостоянным (что страшно и есть ересь). Ho Бог вечный и постоянный (неизменяемый), как говорит слово Божие: Он вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13, 8), Насколько Бог милосерд, настолько же и правосуден. Беспредельно Его милосердие, беспредельно Его и правосудие. Мы знаем, что Бог прощает даже таких грешников, которые по нашим человеческим понятиям не заслуживают никакой пощады. Мы знаем, что Христос простил разбойника, который покаялся лишь тогда, когда был уже на пороге смерти — распятый на кресте. Мы знаем из притчи Господней о немилосердном должнике, что один человек, особенно одаренный от Бога, но беспутно расточивший эти дарования, оказался в неоплатном долгу перед Богом. Но когда он пал перед Господом и дал слово исправиться и потрудиться, то Господь сразу же простил его. А когда этот неоплатный должник, прощенный по беспредельному милосердию Божию, остался упорно пребывать в жестокосердии и жестоко поступил с ближним своим, который имел перед ним незначительный долг, то тогда уже Господь по беспредельному правосудию Своему осудил его. По Своей любви Бог указал людям на Свое бесконечное милосердие, как средство избегнуть осуждения, но правосудие Божие требует и с нашей стороны смирения, покаяния, любви и милосердия к ближним. 

Кроме всего, нужно уяснить следующее: правосудие Божие состоит в том, что Господь праведника приближает и принимает к Себе, а грешника удаляет от Себя. Мы же по несовершенству нашего языка употребляем слова наказание Божие, кара Божия. Наказание для человека состоит в самом его грехе. Как ребенок, ослушавшийся родителей, впадает в беду, так и человек, нарушая волю Божию, согрешая, наказывает сам себя, удаляясь от Бога.  

Суть адской муки и состоит главным образом в удалении от Бога в будущей жизни, лишении радости общения с Ним, лишении радости видеть Его. Наслаждение же, блаженство рая состоит в постоянном лицезрении Бога, пребывании с Ним, жизни с Ним.  

Господь есть наше солнце, солнце нашей души. A без солнца темна жизнь. Нет радости. Ho Господь лишает грешника Своего лицезрения не в наказание в нашем смысле. А просто это происходит в силу состояния самой души: темная и грешная душа не может быть около Бога. В раю грешная душа мучилась бы еще больше ужасом греховности своей. Как не может радоваться больной глазами солнечному свету, ему лучше в темноте, так не может и темный грешник радоваться свету, который только жжет, а не радует его больную искалеченную душу. Как не может рыба жить в воздухе, так и грешник не может — не способен к райской жизни. Душа грешника, наполненная страстями и похотями пред лицом Божиим, стала бы только больше разрываться от тяжкой муки отчаяния и уныния. Ад с его вечными муками будет сроднее грешнику, чем пресветлый рай Божий. Ибо рай и ад человек сам себе приготовляет в своем сердце, живя здесь, на земле. 

Каковы же будут мучения в аду, как надо понимать огонь неугасающий и червь неусыпающий? Многие святые отцы говорят о вещественном, материальном огне. Если помнить, что, по учению Церкви, человек воскреснет и телом, то такое понимание имеет некоторое основание. Другие святые отцы (например, св. Григорий Богослов) думают, что адский огонь и червь есть огонь мучения совести, адская мука сожаления о прошлом. Или, точнее говоря, адский огонь есть горение в огне собственных греховных страстей, которые будут больше, чем на земле, искать удовлетворения, и, не находя его, станут жечь душу нестерпимой мукой. Но во всяком случае это будут страшные нескончаемые, вечные мучения. И Господь открыл нам знание адской бездны, пропасти, чтобы пресечь нам путь злобы. 

Припадем же к милосердию Божию и покаемся, пока есть для нас время. 

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх