Проповеди на праздники:


Неделя о расслабленном 1963г.

Во имя  Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня в евангельском чтении говорится о чудодейственном исцелении Спасителем расслабленного, который был в расслаблении - в параличе - 38 лет. Всё это событие имеет великое значение и глубокий смысл для всех нас. Но мы не будем сейчас всесторонне разбирать это чудо, ибо на это потребовалось бы много времени, а остановим наше внимание на словах Спасителя, обращенных с предупреждением к исцеленному: Вот, ты выздоровел,  не  греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).

У нас многих возникает вопрос: что же может быть еще худшего у того человека, который был столько лет в состоянии полуживого?

Да, возлюбленные братья и сестры, есть неизмеримо худшее состояние, страшное и гибельное -это духовное расслабление, которое заключается в распущенности нашей. Распущенность происходит вследствие потакания себе во всем, вследствие удовлетворения всех своих эгоистических желаний. Состояние распущенности есть самое злое состояние, какое только может быть у человека. Распущенный человек - это духовно гнилой, испорченный до конца. С точки зрения человеческой, нет ничего хуже и страшнее разбойника, между тем как с точки зрения духовной, самое страшное состояние - это индифферентность, безразличие или теплохладность, т. е. безразличное отношение к добру и злу. С виду человек может быть мил и даже приятен, но внутри негодный и совершенно ничтожен для духовного делания. «Знаю твои дела, - говорит Господь, - ты ни холоден и ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч. Но как ты ни горяч и ни холоден, извергну тебя из уст Моих». Нужно закалять себя духовно, «ибо Царствие Божие силой берется и употребляющий усилие восхищает его». Есть много людей, которые живут сладко, приятно и весело, им кажется, что они ничем не грешат, они говорят: что ж, я ничего не делаю плохого, никого не обижаю, просящим даю и т. д. Уже это одно самодовольное заявление обозначает порчу души. Главная причина нашего духовного расслабления, нашей теплохладности заключается, во-первых, в беспечности в деле спасения нашей души и, во-вторых, в лености. Мы не хотим упражнять свою душу в доброделании,  а сердце в приобретении чистоты и нежности.

Однажды знатный мирянин, придя к игумену одного  монастыря, просил  избавить  его  от  духовного  расслабления, научить  его   веровать и молиться. Игумен спросил  его: «А даешь  слово  во  всем слушаться меня?» Тот ответил: «Даю». Тогда игумен говорит: «В  таком  случае иди в  квасоварню  и  вари  квас».  Но тот стал говорить:  «Я  не  умею,  я не готов к этой работе». Игумен же сказал: «Но ты дал слово, и должен исполнить его. Когда сваришь квас, принеси его мне». Мирянин повиновался и пошел в квасоварню.  Через два дня он приносит игумену сваренный им квас для пробы. Игумен, попробовав, сказал: «Квас очень кислый. Поди свари другой». Мирянин сварил еще и принес игумену. Но игумен снова его забраковал. Итак, мирянин варил квас несколько недель, приносил его игумену, а игумен всё браковал  и  браковал. Наконец, игумен, в последний раз отведав, сказал: «Ну, теперь твой квас лучше  нашего  монастырского.  Ты не умел варить, поэтому он выходил у тебя никуда не годный; а когда научился, тебе  позавидуют настоящие квасовары». Мирянин же спросил: «А как же мне научиться веровать и молиться?»  Тогда игумен сказал: «Вот как ты поступал с квасом, так и поступай со своим неверием: вари его, пока из него не получится теплая и успокоительная вера. Наше сердце исполнено неверия, потому что мы не упражняемся в делах веры. Иди и упражняйся всю жизнь, тогда и получишь то, чего желаешь».

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх