Проповеди на праздники:


Неделя о мытаре и фарисее, 1954 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

С этой недели, которая называется Неделя о мытаре и фарисее, Святая Церковь начинает нас приготовлять к приближающемуся Великому посту, во время которого каждый из нас должен исполнить христианский долг говения, исповеди и св. причащения.  

С этой недели Св. Церковь начинает воспевать покаянную песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! На спасения стези настави мя, Богородице!»  

В нынешнем евангельском чтении притчей о мытаре и фарисее мы побуждаемся к сердечному сокрушению о грехах своих и к смиренному исповеданию перед Богом своего недостоинства.  

Мытарь в этой притче — это живой образ каждого кающегося грешника, и его покаянная молитва должна послужить образцом наших молитв. Как мытарь поступал в сознании своей греховности, так и мы должны поступать, чтобы достигнуть своего спасения.  

Какие же свойства спасительного покаяния указывает нам Спаситель в примере мытаря, и чего мы должны остерегаться, чтобы не быть осужденными вместе с фарисеем?  

Прежде всего, мытарь почувствовал в душе своей тяготу греховную, и, желая облегчить ее раскаянием перед Богом, мытарь оставляет свои обыденные занятия, свои житейские заботы и идет в храм Божий, чтобы излить свою скорбь о грехах и помолиться о своем прощении.  

Так должен поступать и всякий христианин, ищущий своего помилования и оправдания. Ибо первым шагом на пути покаяния и является для каждого человека молитвенное общение с Богом во святом храме.  

А вот некоторые заявляют: «Я могу дома молиться, Бог примет нашу молитву, где бы она не совершалась».  

Правда, Бог вездесущ, всюду Он близок к нам и везде слышит наши молитвы. Но мы-то, по немощи своей, среди житейской суеты и домашней обстановки мало бываем способны и готовы к истинной молитве. Вот Господь из снисхождения к немощи нашей и установил храм, т. е. место особенного Своего присутствия, особенной Своей милости, т. е. благодати, которая подается нам в богослужениях и Таинствах Церкви.  

Но не забудем, братья и сестры, что одного хождения в церковь и говения, хотя бы очень прилежного, недостаточно для нашего оправдания.  

Вот и фарисей молился Богу в храме и постился дома, но не получил оправдания, потому что не имел расположения к покаянной молитве. Он нe каялся, но хвалился собой, возносился, но не смирялся.  

Мытарь же стоял с сердцем сокрушенным и смиренным. Он не стыдился унизить себя перед другими, не скрывал своего недостоинства. Такое смирение делало его молитву пламенной и покаяние богоугодным. Покаянная молитва мытаря была услышана, и он был помилован Богом.  

Так должен поступать каждый кающийся христианин, ибо сознание своих грехов есть половина исправления. Смиренное сознание наших (своих) грехов есть дверь к спасительному покаянию, к исправлению нашей жизни.  

Но прийти к сознанию своей вины, не обольщаться самооправданием, смириться насколько возможно для человека, настолько и трудно. Самолюбие и гордость глубоко коренятся в нашей поврежденной природе. Часто бывает так: обуяет человека гордость, не хочет он ни перед кем смириться, ни перед старшими, ни перед начальниками, — считает себя в душе выше всех, говорит о своих заслугах, не терпит противоречий, а тем более обличений, как бы ни были они справедливы. Но к чему неизбежно приводит такая гордыня? Ни к чему другому, как только к нравственному нисхождению и уничижению перед Богом и добрыми людьми. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14), — говорит Сам Спаситель. И это постоянно оправдывается житейским опытом. Гордость отуманивает человека, мешает ему бодрствовать над собою, делает человека самоуверенным и беспечным в деле спасения. К таким людям легко приближается злой дух, древний искуситель, который сам за гордость был низвержен с неба, и тем же средством старается устроить погибель людям. Отражать вражеские искушения ничем так верно нельзя, как только смирением. Святые подвижники говорят: «Не спасает нас ни подвижничество, ни бдение, ни какой другой труд, если не будет при сем истинного смирения».  

Был один отшельник, который изгонял бесов. Достиг же он этого совершенством своего смирения. Когда он, однажды, в борении против злых духов вопрошал: изгоню вас постом? Они отвечали: мы не едим и не пьем. Он говорит: бдением? Бесы отвечали: и мы не спим. Он говорит: удалением в пустыню? Они отвечали: мы и в пустынях живем, А потом они вынуждены были признаться и сказать: «Ничто другое не побеждает нас, кроме смирения».  

Будем же, братья и сестры, усердно молить Господа, чтобы Он помог нам сознавать наши грехи и иметь смирение. 

Аминь.


Проповеди на праздники:

Наверх