Неделя о блудном сыне, 1959 г.
Bo имя Отца и Сына и Святого Духа.
Эта неделя есть вторая подготовительная неделя к Великому Посту, и называется она Неделей о блудном сыне. В ней Святая Церковь раскрывает всю силу покаяния и показывает, что ни один грешник, как бы ни были велики его грехи, не должен отчаиваться, потому что, если покается, то всегда получит благодатную помощь и помилование от Господа. С этой целью Святая Церковь и предлагает сегодня нашему вниманию притчу Господа о блудном сыне: жалкий, самонадеянный молодой человек, сразу желающий от жизни всего, что только она может ему дать, требует от отца полагающуюся ему часть имения — и уходит из родительского дома в далекую страну. Там — короткий порыв наслаждений. Затем страшный голод в той стране — и быстрое истощение всего.
Следствием всего совершенного этим самонадеянным молодым человеком, ушедшим из родительского дома, наступила бездна умножения величайшего бедствия и голода, и он рад был бы наполнить свое чрево рожками, которыми откармливали свиней. «Рожки» — это плоды дерева, растущего в Сирии, вроде наших желудей. Но их никто не давал ему.
Так бывает со всяким самонадеянным человеком, который грехом своим отчуждается от Отца Небесного, что часто выражается в молодости также и уходом от своих родителей или неповиновением им и т.д. И пока он остается в греховном состоянии, он несчастен, потому что не может иметь душевного мира и довольства, хотя бы окружен был всеми прелестями мира. A лишенный даров благодати Божией грешник не может не испытывать духовного голода, столь же мучительного для души, как мучителен голод для тела.
Дальше в притче говорится, что блудный сын не погиб, а пришел в себя — опомнился. Поводом к раскаянию послужил голод и бедственное состояние, которые напомнили ему доброе время в доме отца его. И он, раскаявшись в душе своей, сказал: «Сколько наемников в доме отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и перед тобой, и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился, и побежал навстречу ему, пал на шею ему и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и перед тобой, и уже недостоин называться сыном твоим»... А отец говорит рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги его. И приведите откормленного теленка и заколите, станем есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться».
Так, братья и сестры, Отец наш Небесный поступает, когда грешник с раскаянием обращается к Нему.
И вот, казалось бы, на этом притча и должна была окончиться. Да, и она закончилась бы на этом, если бы тайна человеческой злобы и испорченности была иной, чем она есть. Так как среди людей теперь, как и тогда, среди бесплодного формализма фарисеев и книжников, часто под внешней праведностью, царит самооправдывающая злость и безжалостный и отталкивающий недостаток любви, которые есть закоренелое зло, которое труднее обнаружить и труднее излечить, чем открытое непослушание и явный страстный грех. Потому Спаситель и продолжил эту притчу указанием на старшего сына. Старший сын, хотя и остался жить и работать в доме отца, но духовно был далек от него, роптал на отца и осуждал его за то, что отец оказал милость возвратившемуся блудному сыну. Не захотел даже назвать брата «братом», а сказал про него: «сей сын твой, расточивший имение свое блудницам».., укоряя отца в несправедливости; он не пожелал войти в дом, чтобы порадоваться спасению брата. Но отец зовет их обоих, и раскрывает им свои объятия. И старшему сыну он сказал: «Сын мой, ты всегда со мной, и все мое — твое».
Господь не сказал в притче, и нам неизвестно, дошел ли в конце концов до сердца старшего сына зов отца, явился ли он на пир радости и любви. Но младший сым уже был в доме отца и разделял с отцом радость любви, ибо покаяние было искренним, глубоким и полным.
Вот, братья и сестры, подумаем и мы о себе, особенно в дни покаяния Великого Поста, не находимся ли мы в положении старшего брата. И будем помнить, что только сердечным сокрушением и плачем о своих грехах, и вместе с тем твердой решимостью оставить путь порока и возвратиться под кров Отца Небесного, — т. е. раскаянием, покаянием — христианин может через св. причастие искупить, загладить свою вину перед Богом. Ибо нет такого гpexa, если мы каемся, который победил бы милосердие Божие.
Аминь.