Проповеди на праздники:


Неделя о блудном сыне, 1958 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о том, как один неразумный сын оставил своего отца, ушел в далекую страну, и там распутной жизнью дошел до крайнего падения, много терпя от голода, случившегося в той стране. Находясь в отчаянном положении, он наконец одумался, раскаялся и возвратился в отчий дом, где встречен был отцом с великой радостью. Долго старик отец со слезами на глазах прижимал блудного сына к своей груди. Наконец, велел устроить богатый пир,  «ибо сын мой, говорил он, погиб и нашелся, умер и воскрес».  

Почти каждый из нас, слушая эту трогательную историю, искренне порицает неразумие сына, жалеет его в падении, потом восторгается его глубоким раскаянием и еще более восторгается великодушием, любовью отца. Словом, каждый из нас наполняется самых святых, самых возвышенных переживаний, волнений.  

Но, братья и сестры, знаете ли вы, чья эта история? Кто этот блудный сын и кто отец, которым мы так восторгаемся?  

Ведь это все мы, грешный род человеческий, а отец — это Господь Бог, наш Отец Небесный. В лице блудного сына Христос, как в зеркале, изобразил всю мировую трагедию человечества, с тех пор, как оно отошло от Бога, своего Отца и стало искать счастья вне Бога, на земле. 

Всмотритесь пристально в блудного сына, и вы узнаете в нем человечество в его прошлом и настоящем.  

Вот сын живет в доме отца своего, пользуется всем достоянием отцовским, не терпит никакой нужды, ни голода, ни холода. Одного только требует отец от него — это повиновения и исполнения своей воли. Точь-в-точь, как помните, было в раю после творения. Там жили наши прародители. Они также не знали никакой нужды, ни голода, ни холода, не испытывали никаких страданий, ни болезней, ни печалей. Буквально обладали всей землей и всеми благами ее. Господь был вместе с ними и желал от них только любви — повиновения Себе и исполнения Своей благой воли. Но вот мелькнула у блудного сына предательская мысль: «А что если освободиться от повиновения отцу, уйти от него, тогда, наверное, буду еще счастливее, буду так же независим и велик, как мой отец. Мелькнула гибельная мысль и побудила несчастного в дорогу. «Вкусим запретного плода, нарушим волю Божию, думали наши прародители в раю по внушению диавола, и сами станем как боги» (Быт., 3 гл.). Точь-в-точь те же самые мысли и желания, и рассуждения и блудного сына, а, наконец, и тот самый опасный шаг, какой сделал последний. Ушли первые люди от Бога, своего Отца, ушли от Его святой воли, ушли, подобно блудному сыну, искать высшего счастья «на страну далече».  

Ho что же мы видим, достиг ли блудный сын, этот самонадеянный путник, желанной цели, нашел ли то счастье, то блаженство, ради которого оставил отца? Увы! Разбились гордые мечты, разбились силы, взятые в отцовском доме. Несчастный мечтал найти в стране далече неисчерпаемые сокровища, а нашел в ней голод, мечтал считаться великим, независимым и славным, как отец, а сделался жалким наемником и пастухом свиней, жадно бросающимся на подножный корм последних.  

Так и все человечество уже много тысячелетий ищет счастья на земле, ищет упорно, энергично, но до сих пор всё не находит. Наоборот, все чувствуют мучительный и нестерпимый голод счастья, и, подобно блудному сыну, жадно кидаются на всё, чтобы утолить этот тяжелый голод. Бросаются на деньги, на богатство, надеясь в нем найти успокоение, но скоро испытывают горькое разочарование — успокоения богатство не дает. Бросаются на славу мира сего, но эта слава утыкана колючим тернием, которое, переплетаясь с лаврами, жестоко ранит самолюбие. Многие жадно бросаются в разгул, давая полную волю страстям, но за минуты мнимого счастья получают... или платят тяжелыми страданиями и болезнями.  

Многие говорят: наука, знание способны принести нам счастье, наука избавит человека от трудов, болезней и страданий и смягчит сердце человека. Ho вот мы видим, как высоко поднялась эта наука, каких почти чудесных результатов она достигла и достигает. А разве жить от этого становится легче? Разве нет теперь частых убийств, преступлений, зверств? Страдания и несчастья людей как были 1000 лет тому назад, так не уменьшились и поныне, и все больше умножаются. Подготовляются страшные войны, которые с научными достижениями становятся катастрофическими. Множество создается разных партий, комитетов, призывающих к борьбе друг с другом, одни «спасают» от «других». Так люди, отойдя от воли Отца Небесного, сделались жалкими, несчастными рабами своих страстей, слугами диавола и клевретов его. Сделались враждующими, ненавидящими, борющимися друг с другом и в этой борьбе губящими друг друга.  

Да, правда, нам нужно бороться, бороться крепко и упорно, но только нe друг с другом, а с самим собой, чтобы вернуться с гибельного ложного пути на путь правый и истинный, на путь, на который зовет нас Спаситель: «Ищите прежде Царствия Божия, а это всё остальное приложится вам» — идите в «дом Отчий». 

Братья и сестры! Мы все в падении, все подобны блудному сыму. Будем же подобны ему до конца и в раскаянии. И тогда Спаситель наш — Пастырь добрый — приведет нас к истинному счастью, в распростертые объятия любвеобильного Отца Небесного.  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх