О Лазаре и богаче. Сказано ученикам при обозрении школ Грузинской епархии. 1902 г.
Повторим в сознании нашем, возлюбленные дети, слышанную сегодня за литургией евангельскую притчу (о богаче и Лазаре).
Так погиб богач для вечности и спасения. За что же ему такое наказание? За что он пострадал и удален от Бога навеки? Когда вдумаешься в притчу, то видишь, что изображенный в ней богач был лучше многих других: ничего не сказано, чтоб он нажил богатство нечестно, чтоб он был убийца, или грабитель, или обманщик; не сказано, чтоб он обижал своих ближних. Многие ли из современных богачей позволили бы нищему Лазарю лежать у ворот их роскошных домов и питаться крошками от их стола? Богач евангельский был добрее их и ничего злого бедняку он не сделал. За что же, однако, он осужден? Неужели за то только, что он был богат? Так нередко думают и говорят большею частью бедняки в порыве завистливого озлобления.
Но так рассуждать, значит - рассуждать не по-христиански. Слово Божие нигде не говорит нам, чтобы богатство было само по себе грех, а бедность - добродетель. Если бедность не порок, то и богатство - не укоризна; если бедные не спаслись в царстве Божием только за свою бедность, то и богачи не погибнут только за свое богатство. Яркий пример и наглядные тому доказательства представлены в притче же: Авраам был богат при жизни, очень богат, имел стада, - много скота, имел много серебра н сотни рабов; однако, по изображению рассказа, он утешается в раю, а богач притчи - в аду.
Было бы долго выяснять подробно вины богача, но для назидания и научения, особенно вашего, дети, остановимся только на одной мысли. То правда, что Господь не запрещает богатства, не запрещает радости, веселья и ликованья. Но вместе о тем Господь заповедует человеку труд и труд: шесть дней делай и твори в них все дела твои. А в другом месте слово Божие говорит: кто не трудится, тот пусть и не ест. Таким образом право на радости и удовольствия дает труд. Итак, не за то осужден богач, что роскошно одевался и имел богатство, не за то, что веселился, а за то, что он веселился каждый день, непрерывно, за то, что не снимал о себя никогда порфиры, за то, что не трудился на земле, и поэтому прожил жизнь человеком лишним, ни для кого не нужным и для всех бесполезным. Он украл у мира и у бедных ту огромную пользу, которую мог бы принести своим трудом и добрым употреблением богатства.
Так, дети: трудиться - это долг всякого. От этого долга не свободен никто: ни богатый, ни бедный, ни знатный, ни убогий; все должны работать, каждый имеет обязанности, сообразные возрасту, званию и положению. Праведный Иов был очень богат, богаче всех в своей земле, но вот что говорить он: «как птица создана летать, так человек создан трудиться». Только невозможность и бессилие освобождают от этой обязанности; таковы: люди старые и маленькие дети, больные, калеки. Но тем более должны трудиться молодые и здоровые, чтобы доставить все нужное не только себе, но и для тех несчастных, которые сами не могут своими трудами заработать хлеба.
Сильным и здоровым оставлен нищий, сироте они должны быть помощниками, - так говорит слово Божие (Пс. 9, 35). И вот, леность производит другой страшный порок, за который осужден и богач: немилосердие к бедным, нуждающимся в нашей помощи.
Вы, дети, теперь подрастаете и готовитесь к жизни. Сами видите, что жизнь готовить человеку труд, и в труде-то и будет заключаться жизнь. Приучайтесь же теперь к труду. И дома, в своей семье, каждый трудись чем можешь и на что указывают старшие, и в школе старайся трудиться и трудиться. Удовольствия, игры и радости не уйдут, есть и на них время; да и самый ваш возраст, ваше здоровье есть уже удовольствие и радость. Радость еще увеличится от труда: чем более потрудитесь, тем радостнее будут ваши игры, забавы и удовольствия. Если же теперь не приучитесь к труду, то, помните, на всю жизнь останетесь бездельниками, а от безделья - голод и несчастье, от безделья - все пороки. Но предположим, что от родителей получите вы богатство, которое и при лености даст вам возможность прожить и безбедно и радостно. Таким устрашение и урок в богаче, о котором рассказано в сегодняшнем Евангелии. Не угодна Господу и влечет погибель бездельная жизнь; люди бездельные - лишние люди.
Вы знаете, многие уходили и уходят от мира для постоянной молитвы и спасения в обителях, или, как было в старину, в пустыни. Но и там нужен труд и труд. Однажды величайший из подвижников - преподобный Антоний, подвизаясь в пустыне, вопросил Господа: что мне делать, чтобы спастись. И тотчас он увидел пред собою человека, очень похожего на себя: человек этот молился, потом трудился, снова молился, и снова принимался за труд. Из этого святой Антоний понял, что Бог требует от нас постоянного труда и постоянной молитвы.
Молитесь, дети, и трудитесь, трудитесь и молитесь, и тогда вы будете не лишними людьми в жизни, тогда вы будете угодны Богу и избегнете той тяжелой участи, которой подпал евангельский богач, изображенный в слышанной сегодня притче.
Господь говорит нам: блажен человек, который возьмет ярем свой - труд свой от юности своей. Аминь.
Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 2, с. 142-145.