Не Павловы Церкви в Риме и на Кипре
В течение третьего периода истории апостольского века, концом которого был конец Иерусалимской Церкви во второй половине 60-х гг., главным фактором распространения христианства в бассейне Средиземного моря были благовестнические труды ап. Павла. Главным, но не единственным. Мы увидим, что Римская Церковь, которая рано заняла одно из первых мест в христианском мире, была основана не ап. Павлом. Это же касается и Кипрской Церкви. Во время своего первого путешествия ап. Павел был на Кипре вместе с Варнавой (ср. Деян.13:4 и сл.). И после размолвки с Павлом Варнава, взяв с собой Марка, снова отплыл на Кипр (Деян.15:39). Но Варнава был связан с Кипром и ранее первого путешествия ап. Павла. Кипр был его родиной (Деян.4:36). Через него или через других членов Иерусалимской Церкви, бежавших в дни общего гонения, вызванного делом Стефана, благая весть достигла Кипра уже в эти ранние дни, и кипрские христиане вместе с другими положили основание Антиохийской Церкви (Деян.11:19, 20). Ясно одно: Кипрская Церковь была основана не Павлом, и Варнава стоял к ней ближе, чем Павел. Были, конечно, и другие Церкви не Павлова происхождения. Тем не менее главным деятелем третьего периода истории апостольского века и главным миссионером первого христианского поколения остаётся Павел.