Не о сих же молю токмо, но и о всех верующих словесе их ради
После молитвы Господа нашего за Апостолов начинается молитва Его за всех верующих, молитва за меня и тебя, слушатель мой, моление за каждoго из нас!
Не о сих же молю токмо, но и о всех верующих словесе их ради (Ин.17:20).
Мы видели, что очень многое в молитве Спасителя за Апостолов относилось не к одним Апостолам. Точно так и молитва Спасителя за всех верующих произнесена была не без отношения к Апостолам. Таковы самые первые слова ее. Если Спаситель говорит, что молится Он за всех, которые будут верны по наставлению Апостолов, то не утешительно ли для Апостолов слышать, что еще будут они орудием спасения для многих?
Христос Иисус молится за всех верующих. Кто же эти верующие? Одни ли только избранные рабы Христовы? Нет, каковы бы ни были верующие, «Христос испрашивает для всех верных благодати Духа Святаго, которая преобразует человека в образ Божий. Пусть многие из них жизнию не отвечают вере своей, пусть оказываются непризнательными к любви вечной, Он – Спаситель всех, молится за всех верующих; Он исполняет дело единого Ходатая, а неблагодарные будут отвечать пред Правосудием небесным за то, что не хотят участвовать в плодах молитвы Его. О да не будет с нами того, слушатель мой, чтобы мы, вместо живой жертвы хвалы и благодарения столько любящему нас Спасителю нашему, оказывали холодность, невнимание, пренебрежение к любви Его! Он молится за всех верующих в Него? Итак, вера есть условие для того, чтобы молитва Господа Иисуса за нас оказала силу Свою над нами. Вера есть долг, лежащий на нас, в том смысле, что если не будем приобретать ее при готовой для нас помощи Божией, то ничего не будем иметь – ни веры, ни плодов молитвы Спасителевой. Не вси послушаша благовествования, говорит Апостол в объяснение несчастной участи иудеев (Рим. 10:16). Таково учение всего св. Писания о нашем деле спасения (Деян. 2:40–41; Ин. 20:31). Чем более будем мы возрастать в вере, тем более будем участвовать в высоких плодах молитвы Спасителевой. Он молит о всех верующих в Него словесе их ради, т.е. по слову Апостолов. Итак, мало и того, чтобы веровать, надобно еще, чтобы мы веровали по учению Апостолов. И это оттого, что слово Апостолов есть слово Божие, что Господь Сам сказал: якоже Мене послал еси в мир, и Аз посылаю их – в мир (Ин.17:18). Итак, нельзя иметь ни истинной веры, ни участия в плодах молитвы Спасителевой тому, чьи мысли не управляются учением Апостолов. Вера Церкви Христовой, как вера той, которая живет учением апостольским, вот та вера, за которую молит Господь Иисус: aще мы или Ангел с небеси благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1:8). Таков суд апостольский на всякую веру, несогласную с учением Апостолов!
Да вси едино будут: якоже Ты Отче во Мне, и Аз в Тебе, и тии в нас едино будут: да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси (Ин.17:21).
Вот чего желает Спаситель мира от верующих в Него! Вот цель, которой осуществления просит Он у Отца небесного!
Первое, чего желает Он, есть, да вси едино будут. Какая разность между людьми по влиянию климата, по обычаям, по образованности, по дарам природы, по званию и состояниям! Как различны между собой – иудей и язычник, варвар и грек образованный. Но Господь желает, Господь молит, чтобы верующие, при всех случайных различиях, составляли между собою одно. Того желали и Апостолы (Гал.3:28; Рим. 1:14). Что же должно быть началом, соединяющим всех? На первой степени единства это есть вера верующих во имя Господа, вера живая и плодоносная. Она равночеcтна как в малых членах Церкви Христовой, так и в Апостоле Петре, как учит сам Петр (2Петр. 1:1). Она обща у господина Филимона с Апостолом Павлом и с слугою Онисимом (Филим.1:6), как учит Павел. Она деятельною любовию соединяет всех в одно тело под единою Главою – Христом: «те, которые едино суть по вере в Отца и Сына, будут едино и по взаимной любви между собою». Истинствующе в любви, поучает Апостол, да возрастим все в Него, Который есть Глава, т.е. во Христа, «от Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всякoго вспомоществующeго соприкосновения, при соразмерном действии каждoго члена получает приращение для своего назидания» (Еф.4:15–16). Как вера может иметь степени и в одном лице и в целом обществе, так и исполнение молитвы Спасителевой может выражаться в опыте не в одинаковом виде. Первообраз исполнившегося желания Спасителева о тесном союзе многих представляет собою первенствующая Церковь, где народу веровавшему бе сердце едино и душа едина и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща (Деян. 4:32).
Якоже Ты Отче во мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут. Это есть единение высшее, которого нельзя иметь, не вошедши в единение веры. Да и тии в нас едино будут. Сие вожделенное единение, уподобляясь единству Сына со Отцом, начинается тогда, когда Бог чрез Христа Господа и Духа Святаго вселяется таинственно и обитель себе творит в душе верующей. Это есть общение с Божеством, единение высшее: да будут совершени во едино, как сказал сам Спаситель (Ин.17:23). Итак, это есть такая высота, которой могут достигать на земле только приближающиеся к возрасту Христову (Еф.4:13), люди такие, каковы Апостол Иоанн, который говорит о себе и подобных ему: общение же наше со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом, тогда как ученикам Своим пишет: да и вы общение имате с нами (1Ин. 1:3).
Да и мир веру имать, яко Ты мя послал еси. Что это за желание? Кто здесь разумеется под именем мира? Не спасающиеся в мире, поскольку они уже показаны в числе верующих, а мир и далее (Ин.17:6,9) является миром, не знает Отца. Итак, здесь, как и в других случаях, мир означает общество людей грешных. Чего же для него желает Господь Иисус? Он, Спаситель мира, желает и миру спасения. Не посла Бог Сына своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир: так учил Спаситель Никодима (Ин. 3:17). Желания Спасителева: да и мир веру имать, во всей его обширности не исполнит мир, но оттого желание Спасителя не престает быть святым желанием; оно свято тем более, что некоторые из чад мира исполняли, исполняют и будут исполнять его. Как исполняется или может исполняться желание Спасителя о мире? Много значит для мира, когда видит Он единство верующих по вере, оправдываемой высокими плодами. Еще более значит общение верующих со Отцом и Сыном, свидетельствуемое необыкновенною силою духа и чудесами. Тогда в опыте, в жизни верующих выражается та мысль, что Христос Иисус есть Начальник чистой и святой веры, такой Посланник, какого не видал еще мир и уже не увидит. Таким образом, по устроению Господа, Церковь Его должна быть видимым, осязаемым, слышимым для мира свидетельством о Нем как единственном Спасителе мира. И, следовательно, Церковь Христова не есть какая-то невидимая Церковь, как мечтал Лютер с подобными ему своевольными умами.
И Аз славу юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне, да будут совершени во едино; и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси, и возлюбил еси их, якоже Мене возлюбил еси (Ин.17:22–23). В основание молитвы Своей за всех верующих Спаситель полагает великое дело любви Своей к ним.
«И я дал им славу, Которую дал Ты мне». Какая это слава, которою облек верующих Господь Иисус? Если бы мы сказали, что это есть слава Святых в блаженной жизни, то сия слава еще не дана верующим, как дана та, о которой говорит Господь. Если слава уже дана, то очевидно, что эта слава принадлежит земной жизни.– Итак, это та слава, о которой говорит Апостол: и мы видехом славу Его славу яко Единороднаго от Отца исполнь благодати и истины (Ин. 1:14). Это слава благодати и истины, просиявающая для веры из человечества Иисусова. Это слава усыновления нашего Богу во Христе Иисусе (Ин. 17:20–23). Это слава, которою верующие еще на земле преобразуются более и более в образ славы Господа Иисуса, силою Духа Святаго (2Кор. 3:18). Таково преимущество верующих в Христа Иисуса!
О слушатели мои! Будем дорожить высоким достоинством христианина в себе и в других. Будем беречься, как бы не унизить чем-нибудь звания нашего! Что значат все преимущества земные в сравнении с славою, которою облечены мы во Христе? Каждый ближний наш, как христианин, должен быть для нас лице неприкосновенное, высокое. Да просветит свет небесный очи сердца нашего, «чтобы видели мы, в чем состоит надежда призывания Божия, и как богато славное наследие Его для святых» (Еф. 1:18).
Цель, для которой облек Спаситель верующих такою славою, та же самая, для которой испрашивал Он для верующих покров Отца небесного (Ин.17:21), цель троякая – единство верующих в вере живой, соединение их со Христом и Богом, познания Сына Божия миром.
Бог благодати и милости да будет со всеми нами. Аминь.