Проповеди на праздники:


Научение учеников рассудительности в самоотвержении

Он открыт в любви Божией. Призыв ко всецелому отречению получает корректив в притчах Лк.15: о пропавшей овце (Лк.15:1–7), о потерянной драхме (Лк.15:8–10) и о блудном сыне (Лк.15:11–32). Отец взыскует заблудших и приемлет кающихся. Из ста овец пропадавшая и найденная Ему дороже тех девяноста девяти, которые оставались при Нём. И любовь отца к блудному сыну, когда тот возвращается в дом, вспыхивает ярче любви к его старшему брату, который не переставал служить отцу и никогда не преступал его приказания. Но Господь на этом не останавливается. Призыв к всецелому самоотречению получает корректив не только в безграничности Божественной любви, но и в мудрой рассудительности самого ученика. Мудрой рассудительности учит притча о неправедном домоправителе (Лк.16:1–9).

Эта притча вызвала множество толкований и обычно считается трудной. Но домоправитель удостаивается похвалы не за свою неверность, а за свою рассудительность (Лк.16:8). Поставляя рассудительность его в пример ученикам, Господь указывает область материальных отношений, в которой рассудительность может получить приложение (Лк.16:9). В этой области сказалась рассудительность домоправителя. Опасность перетолковывания устраняется нарочитыми оговорками Лк.16:10 и сл. Господь предостерегает учеников против неверности – в малом и в чужом, – подобной той, какую проявил домоправитель. Неверному в малом и в чужом – никто не доверит великого и принадлежащего ему по праву (Лк.16:10–12). Невозможно служить и двум господам: Богу и богатству, олицетворенному с арамейским именем «маммона» (Лк.16:13), Управитель, расточавший имение своего господина и поспешивший предать его в тот час, когда от него потребовали отчёта, не служил, в подлинном смысле этого слова, ни своему прежнему хозяину, ни тем новым, к которым он рассчитывал перейти. Он служил богатству. Несовместимость служения богатству со служением Богу подкрепляется ссылкой на закон и иллюстрируется притчей о богаче и Лазаре (Лк.16:19–31). В контексте Евангелия основное ударение притчи о богаче и Лазаре лежит на этом предостережении. Она внутренне связана с притчей о неправедном домоправителе. Притча о неправедном домоправителе напоминанием о мудрой рассудительности замыкает цепь, которая начинается в Лк.14 призывом ко всецелому самоотречению. Безмерность требования покрывается бесконечным милосердием Божиим, и в трудных конфликтах совести путь ученика определяется мудрой рассудительностью. Путь этот есть путь отдельного верующего. Его призывает Господь к подвигу самоотречения, утешает указанием на милосердие Божие и ему же напоминает о мудрой рассудительности. Но пред лицом Божиим верующий стоит не один. Он стоит в Церкви.


Проповеди на праздники:

Наверх