Национальный состав иерусалимской общины
В ряду христианских Церквей апостольского века Иерусалимской Церкви принадлежало первое место. До конца второго периода она была центром не только иерархическим, но и жизненным. В третьем периоде она оставалась иерархическим центром. Положение иерархического центра сообщало Иерусалиму значение общехристианское. Но этот вселенский центр – и здесь был парадокс Иерусалимской Церкви – отличался резко выраженным национальным характером. Распространение христианства среди язычников не лишало Иерусалима его иудеохристианского обличия. Иерусалимская Церковь была и осталась Церковью иудеохристианской. Связь с храмом и послушание закону, неизбежное в первые годы, когда Иерусалимская Церковь представляла собой весь христианский мир, продолжались и дальше. По свидетельству ап. Павла в Гал.2, служение старших апостолов было ограничено на Иерусалимском соборе пределами обрезанных, и, когда ап. Павел возвратился из своего третьего путешествия, Иаков и пресвитеры делились с ним своей радостью: «Видишь, брат, сколько десятков тысяч уверовавших среди иудеев, и все они – ревнители закона» (Деян.21:20)39. В Иерусалиме и сам Павел счёл для себя неизбежным пойти навстречу пожеланию, выраженному Иаковом и пресвитерами, и принял участие в обете четырёх иудеохристиан.
Но иудеохристианство не представляло собой чего-то единого. В лице Иакова, брата Господня, и его ближайших сотрудников иудеохристианство сочетало верность закону Моисееву с сознанием единства христианского мира. Это были те элементы, которые вынесли на своих плечах решение Иерусалимского собора. Если можно говорить о трагедии иудеохристианства, то они должны были чувствовать всю её остроту и искать среднего пути, не порывая до последней возможности ни с Павлом, ни с иудейством вне Церкви.