Наставление по Прологу

Наставление по Прологу

Наставление по Прологу

Некоторые христиане думают о себе, что веруют во Христа и последуют Его учению, а на самом деле они не исполняют ни того, ни другого: во Христа не веруют и учению Его не последуют. Если бы они истинно веровали, то и жили бы по вере; но они не так живут, как повелел Христос. Кто истинно верует во Христа, тот верит и слову Его. Но некоторые христиане не вполне верят Его словам: в одном они верят, а в другом не верят. Вот, например, сказано о Господе нашем Иисусе Христе, что Он пришел разрушить дела диавола, что Он отнял власть у него и дал христианам оружие против него – крест Свой, которого диавол и трепещет, и трясется, не терпя взирати на силу его. Но некоторые христиане не верят этому, стыдятся креста Христова и не изображают на себе надлежащим образом крестного знамения, а вместо того неистово махают рукою и этим маханием возбуждают в демонах не страх, а смех, потому что такого махания они не боятся. Так говорит об этом великий учитель церкви святой Иоанн Златоуст.

А в наше время есть и такие христиане, которые вовсе не признают бытия бесов, и этим свидетельствуют, что они не верят ни Самому Христу, изгонявшему бесов, ни св.Апостолам, которым дана от Христа такая же власть над духами нечистыми, ни учению Церкви, которая, чрез отцов и учителей церковных, ясно изображает, насколько злы и гнусны эти духи злобы, и какие хитрости они употребляют, чтобы соблазнять христиан.

Об этом в древнеотеческой книге, именуемой Пролог, повествуется следующее. Св. Нифонт, с юных лет сделавшись иноком, проводил жизнь добродетельную – в трудах, посте, бдении и молитве. За такую жизнь он удостоился получить от Бога духовный дар прозорливости: он знал тайны сердец человеческих, ясно беседовал с Ангелами и видел бесов. Устроивши церковь в честь Пресвятыя Богородицы, многих неверных он обратил к вере Христовой. Диавол, не терпя того, что Нифонт многих язычников отвратил от его прелести, умыслил так же отвратить и христиан от церкви. По внушению бесовскому, в городе устроены были смехотворные игры, названные «русалиями», на которые христиане стали собираться, оставляя церковь. Преподобному Нифонту было открыто, какой нравственной опасности подвергаются юные христиане, в следующем видении. Видел он сатану, который, преобразивши бесов в людей, направил их большой толпой в город. При этом одни из бесов били в бубны, другие бряцали, иные играли на свирели, а некоторые надели на себя маски. Эта толпа шла в город, чтобы забавлять и смешить людей. При этом св.Нифонт видел, что бесы железными прутьями гнали христиан на игрища, а другие влекли их крючьями, зацепленными за сердца влекомых. А если кто из христиан давал скоморохам плату, имена таковых записывали и посылали к сатане, говоря: «Христиане теперь стали твоими данниками и вместе с нами осудятся». Св.Нифонт со слезами возвратился к церкви. Когда некоторые спрашивали его о причине печали, то он говорил им: «Слушайте, братие! Кто полюбил эту игру, тот подпал бесовскому обольщению». После этого он запретил бесам, и они исчезли (Пролог, 23 декабря).

Обратим, братие, внимание на тот соблазн, которому подвергаются и наши города и селения, в которых устраиваются балаганы и цирки для пустых и соблазнительных зрелищ. Если в сказанной учительной книге игры с бубнами, бряцаниями и смехотворными представлениями названы бесовскими, то как назвать те представления, которые совершаются в наших балаганах и тому подобных зданиях, предназначенных для увеселительных зрелищ?

В приведенной повести говорится, что демоны для соблазна христиан употребляли бубны, сопелки, побрякушки и разные смехотворные представления лицедеев: а в наших городах и нередко и в селах не то же ли совершается?

Там устраивались таковые игры бесами для того, чтобы отвлечь христиан от церкви. Не с той же ли целью и у нас устраиваются подобные представления, притом в такое время, когда христиане приглашаются в церковь на молитву? Не поругание ли это над святостью дней Господних и над христианским богослужением, когда в зданиях увеселительных зрелищ раздаются звуки бубнов и других музыкальных орудий, возгласы детских голосов, рукоплескания зрителей всех возрастов в то самое время, когда в храмах звуком колоколов верные приглашаются на молитву, и когда в церквах воспеваются хвалебные гимны в честь Того, Кто крестом Своим диавольскую прелесть упразднил и воскресением миру радость даровал?

В вышеприведенной повести сказано, что диавол позавидовал тому, что жители города Персина, оставив служение ему, стали собираться в храм для молитвы и слушания христианского учения. Не по той же ли зависти он устраивает соблазн для христиан и в наших городах и селах, среди которых в последнее время заметно стало умножаться благочестие, народ более прежнего стал посещать богослужения и внебогослужебные беседы, отдавать детей учиться грамоте, читать душеполезные книги?

В вышеприведенной повести сказано, что бесы записывали имена тех христиан, которые платили скоморохам за представления, и отсылали эти записки к сатане как улики против христиан в день Страшного Суда.


Да убоятся этого любители зрелищ, употребляющие свои сбережения на плату лицедеям! Пусть они передают избытки своих приобретений не в руки сатаны на свое обличение, как повествует об этом отеческое сказание, но Христу Спасителю, руками престарелых вдовиц, дряхлых старцев и вообще всех, истинно нуждающихся в помощи, каковых обретается среди нас много.


Наверх