Проповеди на праздники:


Наставление по поводу соблазнительных театральных представлений в городе Томске 9 октября 1908 года.

В один из дней прошедшей недели были устроены два вечерних собрания для городских обитателей: одно из них – увеселительное, бывшее в зале общественного собрания, отдаваемом для театральных представлений; другое – нравственно-назидательное, в зале, назначенном для воскресных внебогослужебных чтений. Там и здесь были посетители. Дом театральной сцены был переполнен зрителями. Не было пусто и в нашем читальном зале. На театральном представлении была публика избранная, недешево оплачивавшая право на вход; в зале для духовно-нравственных чтений, за малым исключением, были бесплатные посетители и простой народ. В театре представление продолжалось около пяти часов; в читальном зале пение и чтение с картинами, приятное, назидательное, продолжалось не более двух часов. В театре – пять часов греховного бдения! Что сказали бы не любящие церковных бдений, если бы в наших церквах продолжались таковые по пять часов! Не опустели бы от таковых бдений наши храмы? – А как относятся зрители к продолжительности театральных представлений? Они не только смиренно подчиняются распорядителям зрелищ, но, по-видимому, бывают благодарны за такое время, как за время удовольствий. В театральных залах не бывает недостатка в посетителях. Но, может быть, они там скучают и ропщут? Отнюдь нет. Собирающаяся там публика проводит время весело и после пятичасового бдения готова еще сказать: как скоро прошло время! Чем же она привлекается к театральным зрелищам? Может быть, эти представления столько высоконравственны, что в этом отношении можно назвать театр пособником Церкви в деле воспитания народа? О, если бы это было так! Но послушаем, как отзываются благоразумные люди о театральных представлениях нашего времени. Там представляются такие сцены, говорят они, что и привыкшим видеть разного рода пошлые картины стыдно бывает прямо глядеть на сценические представления наших дней. Это не театр, а публичный дом разврата. В последнем (доме разврата) едва ли не больше можно найти приличия, стыдливости, чем здесь. Если позорно пускать детей в дома терпимости, то допустить их в современный наш театр едва ли не позорнее и преступнее.

Кем наполняется этот дом разврата, называемый театром? Прежде всего теми, кто считается у нас людьми культурными, передовыми, просветителями темного люда; за ними следуют подростки – учащаяся молодежь, более, чем взрослые, готовая упиваться этим вином театрального сладострастия. Они идут туда, или их отпускают туда родители и воспитатели, яко бы ради просвещения или для отдыха от мнимых тяжких трудов школьных занятий. И эта учащаяся молодежь нередко занимает здесь, в театре, господствующее положение: всякий сладострастный сценический акт вызывает среди них крик и шум рукоплесканий о повторении гнусного лицедейства.

Но довольно этой мрачной картины глубокого нравственного падения нашего общества и молодого поколения в особенности. Таковым стал наш театр, тот театр, который хотели некоторые назвать пособником Церкви. Сохрани Бог от такого пособника!

Таков наш дом просвещения, куда русские люди посылают своих детей! Бывало, говорили о театрах, допускаемых у христианских народов, что это не то что языческие театры, против которых восставали отцы Церкви. А о театрах нашего времени можно сказать, что они превзошли гнусностью своих представлений и языческие театры.

Православные! Где наше древнее православие?

Христиане! Таковыми ли следовало бы быть людям, носящим имя Христово? Не позорится ли оно нами?

Добрый русский народ! Где ты? Куда скрылся? Выйди на защиту старых добрых обычаев! Выйдите, русские люди, из среды этих развратителей и нечистоте их не прикасайтесь! Соберись, русский народ, чтобы спасти родину – святую Русь – от полного развращения, за которым неизбежно придет падение нашего отечества как могучего и славного государства.

Братия! Опомнимся, покаемся! Покайтесь вы, которые развращаете народ; покайтесь вы, которые идете на это развращение. Покайтесь и родители, приносящие детей ваших в жертву современному Бахусу и Венере. Покайтесь и вы, молодое поколение. Помните слова мудреца израильского, обращенные к вам: Веселись, юноша, в юности твоей... ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9). Помни, молодость, этот неизбежный Суд.

Братия! И все мы убоимся Страшного Суда Божия. Не застиг бы он внезапно. Обратим внимание на современное состояние нашего общества. Чего еще недостает в нем, чтобы назвать дни наши днями Ноевыми? Какого еще большего разврата ожидать нам, чтобы и нас постиг потоп современников Ноя? Вот проповедники предостерегают, но кто их слушает? Не смеются ли над ними, как некогда смеялись люди над проповедью Ноя? Но смех современников Ноя обратился в крики ужаса и рыданий, и пиры их кончились общей гибелью. А что будет с нами? Скажем ли: милостив Господь? Правда, милостив Он к кающимся. Но у Него есть и гнев на сынов противления (Еф.5:6). Господи! Прежде даже не погибнем до конца, спаси ны!

Проповеди на праздники:

Наверх