Наставление о непрестанной молитве.
Непрестанно молитесь (1Фес.5:17). Этот совет дан святым Апостолом христианам, жившим в большом городе. Значит, не инокам дана эта заповедь, а мирянам, занятым житейскими делами. Значит, и в наше время люди, занятые своими делами, могут и должны исполнять эту заповедь – и они должны молиться непрестанно.
Если в наше время не исполняется эта заповедь, то больше по незнанию ее, по неведению, что она дана для всех, и по неумению, как приступить к исполнению ее.
Как же молиться непрестанно? Неужели нужно постоянно быть в церкви, стоять перед святыми иконами и читать молитвы? Если так поступать, то когда же работать? Когда исполнять служебные обязанности? Ведь работ домашних и полевых оставить нельзя и служебные обязанности исполнять должно. Это потому прежде всего, что тот, кто не трудится, не имеет права и есть (2Фес.3:10).
Что сказать в ответ на это? Мы не говорим, что требуется быть постоянно в церкви или стоять непрестанно пред святыми иконами, но передаем апостольское учение: Непрестанно молитесь.
Как же это исполнить? Одни угодник Божий просил однажды у Бога, чтобы Он научил его, что делать ему, чтобы спасти душу свою. Господь открыл это ему в следующем видении. Видит этот угодник Божий, что некоторый человек, по виду как бы подобный ему, сидит в келье и занимается работой; затем этот человек встал и начал молиться. После молитвы опять сел за работу. Так делал он несколько раз: то молился, то работал. И был голос преподобному Антонию (так звали угодника Божия): «Делай так, и спасешься».
Другой человек спросил у одного благочестивого старца: «Как ты молишься?» Старец отвечал ему, что он исполняет то правило, которое Ангел дал преподобному Пахомию для учеников его. А это правило состояло в том, чтобы прочитывать двенадцать молитв днем и двенадцать молитв ночью. Остальное время он употреблял на работу, на приготовление пищи и на отдых.
Какая же молитва дана была Ангелом Великому Пахомию? Эта молитва, или молитвенное правило, состояла из нескольких молитв.
Вот эти молитвы.
После начальных молитв, какие употребляются теперь в Церкви, то есть Святый Боже, Пресвятая Троице, Отче наш, Господи, помилуй и Приидите, поклонимся, Ангел повелел прочитывать 50-й псалом: Помилуй мя, Боже... потом Символ Веры, то есть Верую во Единого Бога... затем – сто молитв Иисусовых. А молитвой Иисусовою называется следующая молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Наконец, прочитав Достойно есть, сделать обычный отпуст.
Все это составляет одну молитву. Таких-то молитв Ангелом повелено было прочитывать двенадцать днем и двенадцать ночью, то есть каждый час.
Но кто-либо подумает: такое правило дано угоднику Божию для учеников его, живших в обителях. А нам, грешным, как можно молиться такими молитвами и так часто? А тем более как молиться непрестанно? Мы заняты службой, мы обременены заботами и работами. Не можем мы так молиться непрестанно. В ответ на эти отговорки скажем следующее.
Есть и среди мирян люди настолько свободные от работ, что если бы они захотели, то могли бы исполнять это молитвенное правило, данное Ангелом. А обремененные работами и обязанные службою если не могут исполнить вполне этого правила, то могли бы исполнить половину или даже четверть его: то есть вместо двенадцати раз в день прочитывать его шесть раз или три раза. То же делать и в ночные часы.
Если не могут исполнять всего правила, данного Ангелом для иноков, то во всяком случае должны исполнять заповедь, данную Апостолом градским христианам: Непрестанно молитесь.
Но опять спросит кто-либо: возможно ли эту заповедь исполнить в наше время? Конечно возможно. Если бы невозможно было сего сделать, то слово Божие не повелевало бы нам сего. А коль скоро говорит оно: Непрестанно молитесь, то, значит, можно исполнять это.
И в самом деле: разве у нас менее часов стало в сутках, чем тогда? Не те ли же двенадцать днем и двенадцать ночью? Разве мы более работаем, чем они? Едва ли.
Сам святой Апостол, давший заповедь о непрестанной молитве, работал своими руками, делая палатки; работали много и ученики его, обращенные им к вере христианской, работали непрестанно – и за непрестанную молитву удостаивались великих дарований Святого Духа. Значит, и в наше время можно молиться непрестанно, не оставляя работ и служебных занятий.
Как же это исполнить?
А как ты непрестанно думу думаешь? Ведь не бывает времени, когда мы о чем-либо не думали бы. Руками дело делаем, а в уме помышляем то о том, то о другом.
Молитва есть та же дума, только дума святая, дума о Боге, о спасении души. Например, утром идешь ты на работу, а про себя думаешь, что только придет на ум: о деле и о безделье. Оставь же эти, может быть, пустые думы, а займи свой ум святой думой: твори тихо про себя краткую молитву «Господи, помилуй» и влагай в эту молитву прошение о твоих нуждах духовных и телесных: о спасении души, о здравии телесном, об успехе в делах твоих. Ведь это не помешает тебе идти своим путем куда следует или заниматься работой.
Затем, когда примешься за работу – в доме или вне дома, на дворе или на поле, ходишь ли на рынке, сидишь ли в лавке или иным чем занимаешься, – говори про себя непрестанно: «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй».
И ты, женщина, убираешь ли жилище свое, идешь ли за водой, делаешь ли что в доме или на дворе – все делай с молитвой: «Господи, благослови, Господи, прости, Господи, помилуй».
Затем, когда утомишься произносить эти молитвы по непривычке твоей, займи свой ум размышлением о Боге, о делах Божиих. Вспоминай, как Господь сотворил все видимое и невидимое, как все устроено Им премудро. Вспоминай, как Господь Иисус Христос жил на земле в теле человеческом, как учил, как творил чудеса, как страдал, умер и воскрес, восшел на небеса и опять придет судить живых и мертвых. Вспоминай о своей смерти и о том, что будет с тобой после смерти. Эти размышления будут то же, что молитва. После размышления опять начинай молитву. Принуждай себя к этому. Трудно будет сперва, а потом легко и приятно...
Кто-либо, может быть, подумает: трудно это исполнить, трудно научиться непрестанной молитве.
Никто не говорит, что это легко сделать. Но разве какое-либо доброе дело делается легко? Разве мы не трудимся для приобретения пищи и пития и других земных благ? Разве не работают некоторые до поту, до болезни, с утра до вечера? Почему же не потрудиться для спасения души своей, для приобретения того, что всего нужнее?
Если люди употребляют великие усилия для того, чтобы приобрести земное, то почему не понудить себя ради Царствия Небесного, для приобретения имущества на небесах?
Будем помнить, что всего дороже душа, всего нужнее – спасение души. Спасти душу без Божией помощи невозможно. Божия помощь приобретается молитвой.
Будем же учиться непрестанно молиться; будем непрестанно взывать: «Господи, помилуй, Господи, помилуй. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя».