Наши слепцы. 1902 г.

Тогда Иисус коснулся глаз их (двух слепцов), и сказал: по вере вашей будет вам. И открылись глаза их (Мф.9:29–30)

Нынешняя Евангельская история повествует нам, возлюбленные братия, о чудесном исцелении Спасителем двух слепцов и человека немого бесноватого, которому бес связал язык. Дело было в окрестностях города Капернаума, после воскрешения из мертвых дочери Иаира, начальника синагоги иудейской. Два слепца эти следовали за Иисусом Христом «и кричали: Помилуй нас Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: Веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: Ей, Господи! тогда Он коснулся глаз их, и сказал: По вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: Смотрите, чтобы кто не узнал. А они, вышедши разгласили о Нем по всей земле той». Дело ясно: слепцы вдруг прозрели по одному слову Спасителя; Творец человека, Сам Свет и света Податель сказал слово, – и слово стало делом. Сказал творческое: да будет, – и бывшие слепцы теперь уже зрячие. И столь чудный дар подал Он за одну веру слепцов, без всяких заслуг с их стороны: по вере вашей будет вам. Так приятна в человеке для Бога одна простая, искренняя вера во всемогущество Божие! Так сильно действует вера! Такие чудеса бывают через веру! Имеем ли мы с вами веру? Если имеем, то и мы не можем не видеть в себе дивных дел Божиих и в душах наших и в телесах наших; Господь и ныне с нами, по божественному Своему обетованию: вот, Я с вами во все дни до скончания века, сказал Он ученикам пред вознесением Своим на небо; Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки. Я вижу чудеса Его милосердия и силы во мне всякий день и славлю ежедневно милости Его: ибо им нет числа.
Говоря о слепцах Евангельских и о чудесном исцелении их Иисусом Христом за веру их, я переношусь мысленно к слепцам другого рода, именно, к слепцам, объятым слепотою душевною, которая гораздо опаснее и гибельнее слепоты телесной. Это – во-первых, слепота недоучек или уж совсем переучившихся некоторых людей нынешнего времени, которые в премудром устройстве мира не видят перста Божия, все создавшего и всем управляющего, и почитают его произведением случая, как и самих себя, и делают из своей жизни как бы игрушку и забаву и, когда эта игрушка надоест им по чему-либо, они беспощадно ее ломают, т. е. налагают на себя руки; или же они делают ее рядом злодеяний над другими и потешаются бедствиями человеческими. Эта слепота тем гибельнее для них самих и для обществ, что люди этого рода считают себя зрячими, умными и едва не добрыми людьми, а всех прочих людей, – не из их шайки, – невеждами, подлыми. Читая в ежедневных известиях о разных происшествиях, мы встречаемся то и дело – с убийствами, самоубийствами, пьянством, развратом, похищениями самыми наглыми общественных денег, поджогами городов и сел. Подводя итоги всем этим происшествиям, мы выводим необходимое заключение, что эти люди отшатнулись от Бога, от веры, от Церкви Божией, что они слепы, бродят во мраке и не знают, к чему стремятся, что из всего этого выйдет. О, времена злосчастные! О, времена безверия! О, времена предвещающие приближение страшного дня судного! Берегитесь, братия, этой слепоты неверия, самодурства. Простите за выражение, но я не могу иначе назвать людей, поступающих столь нагло и безрассудно. Где в людях свет разума, совести? Как они лишились света веры?
Во-вторых, слепота души есть слепота раскола и суеверий.
В-третьих, слепота душевная есть слепота простонародья, не знающего самых необходимых истин веры своей и правил жизни христианской. Но эта слепота простительнее той, о коей раньше мы говорили: она невольная.
Держитесь, братия, крепче веры своей святой, Церкви Божией, научающей вас всему доброму, полезному, святому, душеспасительному; не слушайте нынешних самодуров, имеющих учителем своим диавола и старающихся растлить простой христианский и русский ваш смысл. Имейте во всем житии страх Божий; помните второе страшное пришествие Господа Иисуса Христа и суд ужасный всей вселенной и тщательно исполняйте заповеди Божии и дела своего звания. Учитесь вере, должностям ее; просвещайтесь, освящайтесь, исправляйтесь и спасайтесь. Другое чудо, о котором повествует нынешнее Евангелие, было – изгнание беса из человека немого беснующегося. Господь изгнал беса, и немой стал говорить. Слава власти Твоей божественной, Христе Боже! Ты повелеваешь злым духам: и они с трепетом исполняют Твое повеление, хотя с обычною злобою, в которой пребывают нераскаянными. Господи! Изгони и из нас духа немоты, ибо и мы подвержены ему: когда нужно усердно каяться Тебе, мы делаемся немы и не знаем, что говорить; когда нужно усердно молиться, мы опять немы и не знаем, как молиться, о чем просить, за что благодарить и как благодарить; на разглагольствие о житейском у нас язык свободно движется и говорит иногда без умолку, а как дойдет дело до божественного, до спасения души, – и язык немеет. Где принято в обществе говорить о Божестве, о спасении души грешной, о вечной жизни? Почти нигде. Тут мы немы. Господи! Избави нас от духа немоты и научи нас, что говорить и что делать – угодное Тебе, Богу-Спасителю нашему. Аминь.

Наверх