Наше духовное прозрение. (Слово в неделю 31-ю. 1908 г.)
Простой и безыскусственный, спокойный и точный, свойственный только очевидцу, рассказ заключается в сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 18:35-43).
Его задача, по-видимому, состоит только в том, чтобы, по собственному замечанию евангелиста, «поряду и испытно» (Лк. 1:3), поведать об одном из событий жизни Иисуса Христа, сообщить с благоговением об одном из множества чудес, Им совершенных.
Когда Иисус Христос приближался к Иерихону, один слепец сидел у дороги и просил подаяния. Услышав, что идёт много народу, он спрашивает: что это такое? Ему поведали, что Иисус из Назарета мимо проходит. Очевидно, слепец уже давно слышал о Христе, как великом Учителе и Чудотворце. Услышав, что Христос идёт, он стал взывать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Идущие впереди заставляли его молчать, но он ещё громче кричал: «Сыне Давидов, помилуй меня!».
Спаситель призвал к Себе слепца и сотворил ему, по вере его; и слепец прозрел и пошёл вслед за Христом; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Как ни просто это сказание Евангелия, как ни мало оно, по-видимому, относится к нашей современной жизни, мы, однако, и можем и должны найти в нём символические указания, уроки и на дни текущие и на вечные времена. Ибо навсегда верно и всякого приятия достойно наставление святого апостола: всё, что написано в слове Божием, – в наше научение преднаписано (Рим. 15:4),
Пред нами расстилается жизнь, как бесконечная дорога к некоему пределу нашего вечного обитания. По ней путеводитель – Христос. Одни из людей идут за Ним, около Него, руководимые верой во Христа, любовью к Нему и послушанием; другие как бы случайно увидели Его, смотрят на Него только с любопытством и вот-вот уйдут с дороги; иные оставили Его совсем и бредут без дороги где-то впереди, иные же, как слепец, сидят у дороги, ищут её, но, не умея тронуться за Христом, не видя Его, сидят на месте и просят у проходящих милостыни.
Не мы ли, современные люди, с нашими жалкими интересами и запросами, не мы ли, хотя и сидим у дороги, хотя и называемся верующими христианами, однако, похожи на этого слепца? Волнуются люди, спорят, борются; страдают, беспокоятся, падают, восстают, снова падают, по-видимому, ищут что-то, ищут пути и дорожат им, но всё у них совершается так, как у слепых: не видят света, не распознают предметов и явлений; идут ощупью, не уверены в истине, – словом, не представляют себе дороги... Оттого увлекаются они без конца то одним направлением мысли и жизни, то другим, и всякий раз быстро замечают, что впали в ошибку: каждый день у нас как бы имеет своего идола; каждый день ставится новый кумир, чтобы на следующий день быть поверженным. Чувство глубокого неудовлетворения, чувство горького разочарования захватывает и гнетёт человека при виде падения такого кумира, но назавтра готов у нас новый кумир. И с новым детским, точнее сказать, с глупо детским, ребячьим увлечением люди верят в его жизненность и истину, ожидают от него всевозможных благ, чтобы завтра снова убедиться в том, что они обмануты.
Всё это ярко и наглядно сказалось в жизни нашего русского общества в последние годы: сколько увлечений, сколько перемен, сколько разочарований, сколько веры в то, что оказалось недостойным веры! Толстовщина и непротивление злу, потом – насилия и убийства, возведённые в геройство; искание правды Божией. Потом – грубый материализм и безбожие; забастовки, социализм, порывание к буйной свободе, восстания, бунты, революция, грабежи, анархия. И рядом заботы о лучшем устроении государства, бесконечные слова отрицания смертной казни, отрицание не только всякого государственного насилия, но и всякого государственного строя, проповедь мягкости, гуманности, доверия... Всё это переплелось и перепуталось, всё это поочерёдно занимало умы и интересы, владело верхами жизни. Как слепец, люди шли ощупью, и вот ныне, как все устали, изверились, как разочаровались в охватившей всех идее революции и свободы! Сидят у дороги жизни и просят милостыни и подаяния! «Дайте нам смысл жизни, дайте опору для ума и воли, дайте содержание душе, успокойте сердце, – заполните пустоту духа!» И слышат люди звуки иного мира, где всё полно веры и упования, где ясен путь и смысл жизни, где открыты тайны жизни и смерти, радости и страдания, тайны прошлого, настоящего и будущего, где всё так исполнено мира и покоя, – то мир Христов, то Церковь Божия, то мир верующих... Что это? – спрашивает слепец в радостной тревоге. И всякий проходящий дорогой им ответит: это Иисус Назорей мимоходит.
Тут бы пойти несчастным за Христом, тут бы выйти к свету и ви́дению. И они готовы, как евангельский слепец, крикнуть: Сыне Давидов, помилуй нас! Как и слепец, они уже слышали и знают о нём, – кто теперь в мире не знает о Христе? – они готовы в этом «человеке из Назарета» признать Сына Давидова, Царя человечества, Учителя, Вождя и Спасителя...
Но здесь выступают, выражаясь словом евангельского рассказа, «идущие впереди» и начинают убеждать и заставлять слепца молчать. О, эти мнящие себя передовыми, идущими впереди, непрошенные вожди, – вожди к погибели! Они – за прогресс, за движение вперёд без Христа и даже впереди Христа! Они станут убеждать слепца, что идти за Христом, значит, быть отсталым, они наговорят несчастному и, конечно, налгут ему всяких небылиц, надают всяких обещаний в надежде, что слепой, сам не видя, всему поверит. И в наши дни, зная, что именно религиозная вера и преданность Церкви отрезвит людей, даст свет слепым, наши современные лжеучители и лживые пророки, эти проклятые певцы революции и сатанинской свободы, всячески стараются отвлечь нас от Бога, от Христа и от Церкви. Для этого печатаются безбожные книжки; для этого тайно и явно издаются и распространяются гнилые и лживые газеты и листки. Для этого в литературе подвергают глумлению Церковь Божию; для этого в театрах безбожники-писатели и продажные актёры на сцене надсмехаются над Богом, над святыми, выводят Богоматерь, преподобного Серафима, осмеивают почитаемых пастырей и учителей; для этого в школах учители, сыны погибельные, отравляют детские души учениями безбожными; для этого детей и юношей соблазняют бесстыдными картинами, выставленными напоказ для открытого торга в городах и людных местах; для этого суды открыто становятся на сторону мятежников и развратителей народа и осуждают тех, кто с ними боролся... Тысячами путей, тысячами ухищрений «идущие впереди» – к чему они идут, это им самим неизвестно, – желают отвратить народ от веры, оставить его в слепоте, продолжить над ним свою власть.
Слепец евангельский не послушал лживых слов, которые ему говорили «шедшие впереди». Он ещё громче, ещё настойчивее взывал и молил: «Сыне Давидов, помилуй меня!» Дай Бог, чтобы мы были ему подобны. Дай Бог, чтобы ныне замечаемое отрезвление, поворот к вере и Церкви от недавних безумств и увлечений, усиление духовных интересов, разочарование в так называемом «освободительном» движении, которое имело основой безбожие, насилия и бунты, – чтобы всё это крепко утвердилось в народе нашем и навсегда послужило ему уроком. Если суждено ему спастись, то спасётся всякий народ только верой. И скажет ему Господь: «прозри»; и пойдёт он за Христом; и снова будем мы едиными устами и единым сердцем славить Бога. А «шедшие впереди» сгинут и исчезнут, как исчезли и те, что, по евангельскому рассказу, хотели слепца отвратить от Христа, Божественного Целителя.
Скоро время поста и покаяния. Скоро время, когда будем мы судиться перед Богом судом совести. Готовься, христианин; готовься, христианский верующий народ! Познай свою слепоту, не верь тем передовым учителям незваным, которые эту слепоту готовы признать светом, а Христа – тьмой. Взывай как слепец: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!
Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир! Да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нём узрим свет неприступный, и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).