Проповеди на праздники:


Народное приветствие во время Входа

Господь совершил Свой Вход в Иерусалим, сопровождаемый приветственными кликами. Кто Его приветствовал? Евангелист Лука говорит о приветствии множества учеников (Лк.19:37). Указание на множество учеников, сопровождавших Иисуса, должно быть поставлено в связь с более ранними указаниями Евангелия о привлечении новых учеников во время пути. Мы помним, что путь Иисуса был подготовлен Семьюдесятью, которые, очевидно, шли вместе с Ним. С Ним, конечно, были Двенадцать, сопутствовавшие Ему, как мы видели, в Его паломничестве в Иерусалим перед началом пути. С другой стороны, о привлечении новых учеников, которых Господь призывал к последованию, евангелист Лука прямо говорит в Лк.9:57–62, и в Иерихон, к концу пути, Господь входит, окруженный большой толпой народа (Лк.18:35–43). Её шум и привлекает внимание слепца, который, по исцелении, присоединяется к толпе (Лк.18:43). Может быть, и не он один. Толпа в Иерихоне так велика, что малому ростом Закхею остается только влезть на дерево, чтобы видеть Иисуса (Лк.19:3–4). Закхей и его близкие также становятся учениками Иисуса (ср. Лк.19:9–10). Но несомненно, что Господа, когда Он вступал в Иерусалим, приветствовали не только те, кто уже осознали себя Его учениками. Евангелист Матфей (Мф.21:8–10) прямо говорит о громадной толпе народа (ὁ πλεῖστος ὄχλος: ст. 8; ср., во множественном числе, οἱ ὄχλοι, ст. 9), предварявшей Его и следовавшей за Ним (ср. Мк.11:8–9). В Лк. приветствию учеников пытаются помешать «некоторые фарисеи из среды толпы» (Лк.19:39). Это определение звучит как противоположение: евангелист Лука как будто предостерегает против отожествления фарисеев с народом: фарисеи враждебны, народ сочувствует Иисусу. Сочувствие народа получает объяснение в Ин. Толпа привлечена к Иисусу свидетельством тех, кто были при воскрешении Лазаря (Ин.12:17–18). Эту связь сознают, как мы видели, и иудейские начальники (ср. Ин.12:9–11). Евангелисту Иоанну было известно, что народное движение захватило и эллинов, пришедших в Иерусалим на праздник. Они тоже выразили желание видеть Иисуса (Ин.12:20–22). Правда, мы не знаем, получило ли оно осуществление. Последующая речь Иисуса (Ин.12:23 и сл.) могла быть одинаково сказана в присутствии эллинов и в их отсутствие. В отличие от учеников, сопровождающих Иисуса, народ представляет собою аморфную массу, в которой Иисус может вызвать временное увлечение, но которая в дальнейшем может определиться не только в пользу Иисуса, но и против Него. Вполне допустимо, что многие из приветствовавших Иисуса, когда Он входил в Иерусалим, через несколько дней столь же страстно требовали Его распятия.


Проповеди на праздники:

Наверх