Нарастание вражды ко Христу в Иерусалиме
Нарастание вражды в Иерусалиме изображается в Ин. Напомним ее этапы, о которых уже была речь. Первые знамения Христовы (Ин.2:23–25) вызывают беспокойство в руководящих кругах иудейства. Никодим, принадлежащий к этим кругам, уже в это время не считает для себя возможным прийти к Господу иначе, как ночью (Ин.3:2). Служение Господа в земле Иудейской неподалеку от Иоанна (Ин.3:22–36) обрывается преждевременно, когда Господу становится известно, что успех Его служения, преимущественно перед служением Иоанна, привлекает внимание фарисеев. Он переходит в Галилею (Ин.4:1–3). Указание надо понимать в том смысле, что недоброжелательное внимание фарисеев представляло опасность, для которой, в путях служения Христова, еще не настало время. Эта опасность становится совсем реальной после исцеления больного в Овчей купели. Иудеи – очевидно, представители тех же руководящих кругов – негодуют на Господа за нарушение субботы (Ин.5:16) и ищут Его убить за усвоение Им Богосыновнего, т. е. Богоравного, достоинства (Ин.5:18), где, в лучших рукописях, покушение на убийство отмечается впервые. Принятое решение принципиально остается в силе (ср. Ин.7:25, 8:59, 10:31 и сл.). Воскрешение Лазаря будет не более, как последним побуждением привести его в исполнение (Ин.11:49–53). Так, уже к концу галилейского периода ясно обозначается конфликт, который должен привести к Страстям. Несмотря на то, что служение Христово в Иерусалиме протекало вне видимой связи с Его служением в Галилее, отмеченное выше присутствие иерусалимских книжников в Галилее позволяло предвидеть дальнейшее обострение конфликта и в Галилее.