Проповеди на праздники:


Напряжённость эсхатологического ожидания. Предвосхищение полноты эсхтологического свершения в настоящем

Мы отметили напряжённость эсхатологического ожидания в предостережении Евр.12:18–29. Эсхатологические ноты звучат и в конце первой, догматической части Послания (ср. Евр.9:28, 10:13). Мы их можем уловить даже в гл. 1 (ср. Евр.1:13). Грозные события, наступления которых составители Послания ждут со дня на день, несомненно представляются им как наступление мирового конца (ср. Евр.10:25, 36–37). Мы не можем отрешиться от впечатления, что составители Евр. ожидают в ближайшем будущем пришествия Христова во славе. Они думают, что с эсхатологией будет связано прекращение храмового строя и наступление субботства, которое будет отмечено утверждением человека в его царственном положении. Мы неизбежно спрашиваем себя: в каком отношении это будущее, ещё не наступившее, стоит к настоящему, отмеченному уже совершившимся исполнением прообраза и спасением человека: его искуплением, освящением, совершением? Ответ как будто напрашивается: настоящее, как и у ап. Павла, есть залог, или начаток: предвосхищение грядущей полноты, которая наступит в эсхатологическом свершении. Но для Евр. вопрос осложняется тем, что грозные события, наступления которых ожидали его составители, действительно произошли: Храм был разрушен, культовому строю Ветхого Завета пришёл конец, а эсхатологическое свершение не наступило. И тем не менее, Церковь приняла Евр. в священный канон Нового Завета. Тем самым она показала, что не усматривает опровержения эсхатологических чаяний Послания в разрушении храма, не сопровождавшемся мировой катастрофой и явлением Христовым.


Проповеди на праздники:

Наверх