Наказанная алчность к наживе

Одно из величайших зол нашего времени есть банкротство. Оно является в среде людей торгующих и состоит в том, что из них кто-либо объявляет себя несостоятельным, т.е. не могущим продолжать торговлю и заплатить долги, которые на нем есть. Бывает банкротство несчастное, т.е. когда человек делается несостоятельным вследствие какого-нибудь непредвиденного несчастия, например, пожара, потопления товара или несбыта его, или что ему самому отказались платить его кредиторы и т.п. Бывает еще банкротство злостное, т.е. когда бессовестный торговец скрывает капитал, набранный у других в долг, а между тем говорит, что он проторговался, или что-нибудь еще в этом роде, и ему платить нечем. К этим двум видам банкротства нелишне было бы присоединить и третий, именно: банкротство вследствие наказания Божия за алчность. Алчность к прибытку доводит многих до того, что из-за нее они готовы бывают снять с ближнего даже последнюю рубашку. И вот, конечно, этим они прогневляют Бога и за это лишением своего неправедного имущества от Него наказываются или вразумляются.

Когда святый Спиридон был епископом в Тримифунте, там однажды случился голод. Хлеботорговцы, как большею частью бывает, радовались ему, бедные же горевали и просили Бога о помощи. Один из первых, человек очень богатый, отправился за хлебом в обильные им города; на кораблях привез его очень много и стал думать: «Сложу хлеб в житницы; ибо хотя цена на него и высока, но если голод усилится, то она будет еще выше; тогда и продам». Как он думал, так и случилось. Голод подлинно усилился, и цена на хлеб поднялась еще выше. Тогда только корыстолюбец свой хлеб пустил в торг. В это время приходит к нему один бедняк и начинает умолять, чтобы он спас его с семьей от голодной смерти. Несмотря на то, что последний., изнуренный голодом, едва держался на ногах, чуждый сострадания богач отказал ему в хлебе и отпустил ни с чем. Что оставалось делать несчастному? Не зная, к кому обратиться за помощью, он пошел попросить совета к преподобному Спиридону и рассказал о своем горе. Одаренный прозорливостью, Святитель сказал ему: «Не плачь, но ступай в дом свой; ибо так говорит Дух Святый: утром наполнится дом твой хлебом, богатого же увидишь умоляющим тебя и дающим хлеб тебе без цены». Выслушав это, бедный возвратился домой. В свое время слова преподобного Спиридона оправдались. В тот же день, вечером, едва только стало смеркаться, повелением Божиим хлынул на землю великий дождь; вода размыла житницы богача, и поднятый ею хлеб его поплыл по улицам города. Наказанный сребролюбец сначала, бегая туда и сюда, с воплем просил о помощи народ; а потом, несколько пришед в себя и поняв, что помощь бесполезна, стал уже просить бедняков, чтобы они хоть себе набирали хлеба более, дабы он совсем не пропал без пользы. В числе бедных, которым делал предложение брать хлеб богач, находился прежде отвергнутый им приходивший к нему бедняк; он набрал теперь хлеба себе с избытком. «Тако бо, – прибавляет к сему описатель сказания, – смиряет богатых и немилосердных Господь и глаголет: проклят всяк, ценяй жито дорого».

Но, братие, лишение имущества есть еще сравнительно малое наказание за алчность. Горе, если алчному до наживы богачу Господь пошлет большее наказание и скажет: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лук. 12, 20)! Хуже этого наказания быть не может; а и этого дождаться могут ненасытные любостяжатели, если не исправятся. Ибо и внезапною смертью Бог наказывает тех, которые собирают сокровища для себя, а не в Бога богатеют (Лк. 12, 21). Аминь.

Наверх