Над Словом Божиим (69 толкований на священные темы)

Над Словом Божиим (69 толкований на священные темы)

(Толкование на Cвященное Писание)

1

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16).

«Будь бдительным во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2Тим.4:5).

«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой? Так только, чтобы ты боялся ГОСПОДА БОГА твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор. 10:12). Вот главнейшее дело всякого христианского народа: служение Господу Богу. Что это значит? Неужели всюду должны идти непрестанные богослужения по нужде Церкви Божией, и все миряне должны оставлять в это время свои обычные дела? В Древней Руси почти так было, потому что и бояре, и цари, и люди знатные, да и простолюдины раньше прослушивали заутреню ежедневно или в храмах, или в своих домах, а потом приступали к своим мирским занятиям. Пусть в настоящее время сочтут это прекрасное дело трудным в христианских странах. Но пусть все люди поставят во главу угла всей своей жизни – и государственной, и общественной, и личной – заповеди Бога. Его всесвятая воля пусть творится на земле. Пусть во всей христианской стране люди веры, без всяких препятствий совершают службу Богу. И никогда не раскается такое христианское государство, потому что оно будет иметь могущественного заступника в лице всесильного Бога. В самом деле, каждая страна в период своего мирного процветания ищет себе надежного и сильного союзника и в случае опасности от врагов прибегает к его помощи. Что же сильнее Бога?…

27/14 сентября 1927 г.

2

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).

Кто эти чада Божии? Все члены Церкви Христовой на земле, наследники будущих вечных благ в царстве небесном, как разъясняет св.Апостол: «Мы дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:16–17). Что же требуется для этого высокого жребия от всякого человека? Вера в Бога (Евр. 11:6), вступление в лоно Церкви Божией (Д.А.П. 47; Ин. 3:5) и жизнь по заповедям Божиим (Мф. 7:21).

3

«Побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа Бога твоего» (Втор. 13:10).

Атеистическая пропаганда наказывалась в В.З. смертной казнью. Почему же? – Потому, что безбожник отнимал у православного еврея веру в Бога, самое главное и дорогое сокровище, ценнее чего нет на свете. Что же сказать современной интенсивной антирелигиозной пропаганде, когда делают все усилия к искоренению среди верующих, особенно детей, веры в Бога? ..... Господь Бог один и тот же в В.З. и в Н.З. (Евр. 8:8). С кем вы ведете спор и борьбу? С Богом. Вы сами на себе узнаете рано или поздно, что значит идти против Бога!..

4

«Все, что увидишь, возвести дому Израилеву» (Иез. 40:4).

Пастырь Церкви есть духовный отец своих пасомых. Свои духовные переживания, учения Церкви и святоотеческие, насколько он их усвоил, весь свой религиозный опыт он не должен скрывать в себе, но должен делиться этим своим духовным богатством со всеми чадами духовными, церковными, стараться не упускать ничего хорошего, чего бы не сообщить своему пасомому стаду (Деян. 20:20).

5

«Иисус отвечал и сказал ему (Никодиму): ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3:10).

Епископы по самому своему положению являются учителями дома Израилева – в Церкви Христовой.

Господи! как много я не знаю, не только внешних фактов церковных, но и их внутреннего смысла и иных явлений. Нужно неустанно учиться и просить у Господа мудрости, чтобы быть пастырем и наставником непостыдным...

6

«Нищие всегда будут среди земли твоей» (Втор. 15:11). А неверие говорит: мы устроим жизнь без Бога, жизнь счастливую, где не будет разницы между людьми, но все будут в достатке и благополучии... Жалкие мечты! Разве мы не видим теперь нищих, когда неверие имеет полную возможность и силу строить жизнь по-своему: нищих теперь больше, чем раньше. И всегда будут нищие, п.ч. всегда будут люди жадные и злые, а при безверии их будет не меньше, а больше. Почему? Потому что нужно, чтобы люди переменились, стали бы добрыми, любвеобильными, не сребролюбивыми... А это бывает с людьми только при помощи благодати Божией. Если бы все люди стали настоящими, добрыми христианами, то и нищих не было бы на земле...

7

«Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» (Втор. 16:16–17). Богу не нужны наши дары и жертвы. Но нам они нужны. Что означают наши дары в храм Божий: свечи ли, хлебные приношения или деньги и прочее? – Они говорят о чувстве благодарности нашей к Богу, о сознании нашей зависимости от Господа. Это есть открытое наше исповедание живого Бога, укрепление веры нашей в Бога. Принимающий дары от нас Господь не есть какая-то абстрактная субстанция, а живой, личный, любвеобильный всемогущий Бог наш. Здесь выявляется наше определенное отношение к Богу, конкретное, реальное. Здесь живые люди имеют общение с живым Богом чрез молитвы и жертвоприношения. Здесь видим близость к нам, грешным и слабым, Великого Бога многомилостивого...

8

«Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его» (Ин. 6:64). О ком здесь говорит Христос Спаситель? – О своих учениках, следовавших на Ним, а этих учеников было много, кроме 12 и 70. И вот оказывается, что среди этих учеников (Ин. 6:60–61) были неверующие в Христа Бога и предатели.

Не это ли видим и в наши дни? – Немало прежних православных священников и даже епископов, не говоря уже о мирянах, теперь порвали с Богом и Церковью, и выявилось, что они не веровали в Бога, и легко приносят интересы святой веры и Церкви в жертву своему внешнему положению...

9

«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46). Только христианская религия дает людям ясное понимание о мире и указывает смысл жизни личной и мировой: вне Христа Бога нет света и смысла. И всякий неверующий, не знающий Христа, Его учения, и не живущий жизнью Церкви находится в духовной тьме... А между тем, несчастные люди не только продолжают упорно отказываться от веры в Бога, а еще упрекают христианскую веру, в насаждении тьмы и невежества. Ужасное, непонятное для здравого разума явление!..

10

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей» (Пс.113:9). Все доброе и славное христианин относит не к себе – своим способностям и трудам, но к Богу. Его славят и кланяются Ему... Это так и по существу, потому что без Бога ничего мы не можем делать. Весь смысл человека и всей мировой жизни – в том, чтобы люди познали, что только с Богом имеет значение все: вся трагедия людей в уклонении от Бога, когда человек, гордо рассчитывая на свои силы, на каждом шагу делает ошибки, погружаясь в злобу, ненависть и другие страсти, и в конце концов приближается к вечной своей гибели, которая и будет в вечной жизни без Бога (Мф. 25:41,46).

11

«Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Здесь можно видеть указание на служителей Божией Церкви – пассивных, кои равнодушно относятся к окружающему их злу, неверию, расколу, разврату, обману и прочее. Ученик Христов призван бороться активно с неверием, извращением Христовой веры и жизни и всюду насаждать истину христианскую и примером чистой жизни, не прибегая, конечно, ни к какому обману и насилию (2Тим. 2 и др.). Иначе плевелы дадут плод на ниве Христовой и, вместо приобретения чад Божиих, равнодушные пастыри их рассекают. Молчание служителей Церкви говорит о нелюбви их к Богу, людям и обличает маловерие и действенную помощь Божию всем труженикам слова Божия (Пс. 83:12–13).

12

«И другими многими словами он (Апостол Петр) свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян. 2:40). Жизнь мирская, естественная, без христианского руководства, есть развращенная – полна грехов и всяких преступлений, отрицательная, а не положительная... Между тем, многие писатели (например, М. Горький) и философы (Ницше, Толстой) призывают людей к культу именно этой естественной жизни, не только не видя в ней вопиющих недостатков, но считая ее правильной: развивайте, укрепляйте эту развращенную жизнь земную: она хороша сама по себе, так говорит нехристианин. Но христианин указывает людям на иную, высшую, чистую, прекрасную жизнь, – по заветам Христа Бога, в Его Церкви. Христианин не зачеркивает мирской, земной жизни, не бежит от нее, он направляет мирскую жизнь по иному руслу – христианскому, не идет по естественному греховному течению жизни, которое так легко и захватывает слабого человека, а идет против греховного течения, направляя жизнь с большими трудностями и опасностями теперь, но жизнь иного порядка, светлая, святая, несущая людям, после усилий их и скорбей – духовный мир, покой и радость о Духе Святом (Рим. 14:17) – еще здесь, на земле, не говоря о жизни загробной...

13

«Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря, видно и язычникам дал Бог покаяние в жизни» (Деян. 11:18). Христинская религия (разумеется, истинная, православная) есть религия радости и вечной блаженной жизни. А чтобы принять ее, нужно покаяние, то есть сознание, что всякая другая религия не есть достаточная и истинная, а только лишь та, которую принес на земле и утвердил в своей Церкви Христос Бог (Спаситель мира). Нет и не может быть лучше и совершеннее христианской религии, так как основатель ее есть Христос Иисус, не только совершенный человек, но и Бог, великий, многомилостивый. Путь к вечной блаженной жизни лежит именно чрез покаяние, и в ком его нет, кто считает себя самого достаточным и свою веру нехристианскую – правильной, – тот не может наследовать вечной блаженной жизни...

14

«Но Бог сказал ему (богачу): безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). Пред лицем смерти все мирские блага теряют свою цену. Зачем мне здоровье, если рано или поздно я совсем лишусь его? К чему богатство: ведь его я не возьму с собою в могилу. Слава людская не освободит тела моего от разложения. Какой же смысл всех этих так неустойчивых и временных благ? – Тот, чтобы ими пользоваться на пользу ближних во славу Божию... Все, что сделал доброго им, людям здесь, на земле, – не погибнет, а пойдет с нами в жизнь вечную (Апок. 14:13): это то радостное, светлое настроение исполненного долга во имя христианской любви, которое будет с нами в жизни вечной...

15

«Одни убеждались словами Его, а другие не верили» (Деян. 28:24). Если нашлись такие, что не убедились словами великого Апостола Павла, вдохновенного и богопросвещенного учителя вселенной, то что же удивительного, если иные не хотят слушать нас, убогих служителей Христовых? Очевидно, тут дело не в святой истине и не в силе проповедника истины, а в злой воле человека: люди упорно не хотят знать истину, как она не ясна по себе и разъяснена вестниками истины...

16

«Велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. А вы хулите Его тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная» (Мал. 1:11–12). Все, кто уклоняются от пастырского призвания, а между тем, к сему они подготовлены или по своему образованию, или как теперь, когда нет школ церковных, по своему положению (сын клирика) – и если основанием тут является для них материальная необеспеченность православного духовенства, такие являются насмешниками над делом Божиим, творят же богохульства: высокого сана пастырского они, конечно, недостойны. Православное пастырство есть выражение и дар нашей любви к Богу и Его наследию: бедным, слабым, грешным людям, хотя мы и сами грешны (Иоан. 21:15), пастырство истинное есть мертвенность наша к людям, искупленным безценною кровию Христа Бога (Деян. 20:28).

17

«Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога. Знающий Бога слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» (1Ин. 4:5–6). Как объясните то, что в нашей так по-видимому благочестивой стране – многие отвернулись от св. веры? – Не будем говорить о тех, страха ради или из-за карьеры переменили христианство на неверие. Скажем о тех, кто свободно перенес от светлого православия в атеизм мрачный... Что их побудило к этому? – Трудность христианской жизни, требующей воздержания от страстей и подвигов святости, труда, любви – непрестанных... Жизнь вечная, с ее призрачными радостями: наслаждениями пищи, очей, разврата и прочее, – пленили этих отступников от св. веры. Но далеко, далеко не все ушли в неверие. Многие, очень многие остались в св. вере православной; они не убоялись трудов христианских и подвигов и даже страданий, уз и смерти, – потому знают они своим умом и всей душой, что нет ничего на свете дороже Христа Бога, что только в Нем мы познаем истину и получим полное счастье, какое доступно человеческому естеству... «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его: потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7) – православный пастырь есть учитель своей паствы. К нему обращаются его духовные дети с своими различными недоумениями. А где у него источник для врачевания духовных? – Главным образом в святое Божие: все св. Библию. Он является всегда источником для мудрых суждений и теперь и всегда: для св. отцов, для философов, ученых, писателей и всех верующих и даже не христиан. На все времена она рассчитана и на все недоумения и все скорби: черпай все от этого богатого сокровища!..

18

«Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня и будете живы» (Ам. 5:4). Бог есть источник вечной жизни, радости и блаженства. Без Бога нет счастья для человека. Кто уходит от Бога, он уходит от радостей земных и небесных... А жизнь земная без Бога своей пустотой и постоянной тревогой сама направляет нас к Богу. Ищи Господа, человек заблудший! Ты найдешь Его и получишь истинный покой и счастье!..

19

«Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях» (Пс. 76:13). Вера наша должна быть сознательной, разумной. Принимая истины христианские от всей души, с полною верою в них, мы призываем в то же время углубляться в них, постигать их смысл. Конечно, догматы христианской веры (вечность Бога, троичность Лиц в Боге, воплощение Бога в человеческое естество и другие догматы) недоступны нашему разумению в своей сущности. Но нравственный смысл их, разумность, приемлемость для человеческого ума могут и должны быть предметом наших изысканий. И какое неисчерпаемое море мыслей глубоких и радостных, захватывающих дух наш, открывается при внимательном размышлении о Боге и Его делах! А люди современные, особенно наши писатели и философы, главным образом направляют внимание свое и своих читателей именно вдаль от Бога, как кроты роются в земле в людских пороках, не бичуя их, а даже восхваляя... Что же! Они сами себя и своих ближних лишают духовных истинных вечных радостей!..

20

«Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет. 4:2). Здесь указаны два пути жизни: по страстям человеческим или по воле Божией. Мы видим людей очень много работающих, не щадящих своего здоровья; но что ими движет? Страсть корыстолюбия или гордости, или блуда... И рабы Христовы тоже много трудятся, но самопожертвования, но во имя Бога, во благо людей... Какой путь избрать? – первый путь, по человеческим страстям, никогда не даст покоя душе человеческой, а только томление, скуку, неудовлетворенность... Второй путь – исполнение заповедей Божиих, после скорбей и трудов приносит душе нашей глубокий мир и радость, предощущение вечного блаженства.

21

«Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа» (1Цар. 2:10). Ни наука, ни сила внешняя, ни богатство не имеют главного значения для человека, а познание Бога. Почему? Потому что, кто познал Бога, уверовал в Него и живет в общении с Ним и по Его заповедям, тот и мудр и силен, и богат. А без Бога наука ходит во тьме, внешняя сила не имеет опоры, богатство ведет к разврату и нищете...

22

«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет. 4:10). У каждого из нас есть свой отличительный дар, полученный нами от Бога. Иной имеет твердый характер, другой – мягкий; один быстрый в своих делах, решительный, иной – осторожный, вдумчивый; у того искусство красноречие, у другого – способность научная, третий – опытный в управлении, а иной имеет пастырское сострадание и ревность особенную... Зачем же распределение труда? Почему не у одного человека понемногу разных талантов для того, чтобы человек не обособился, и не возгордился... Талантливый в одной области человек, в другой – бессилен. Этим он смиряется и понимает, что жить без других не может. А взаимная помощь друг другу, зависимость общая сближает людей, воспитывая в них чувство взаимной любви и преданности...

23

«И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей» (1Цар. 2:35). В чем верность пастыря Церкви Божией? – В том, что он живет и учит не по своей человеческой воле и не сообразуя ее с веяньем людским, а по заповедям Божиим. Евангелие, и вообще вся св. Библия, канон и постановления Церкви Христовой – вот нормы жизни и деятельности православного пастыря. А кто уклоняется в угоду людей (обновленцы), жертвуя Христовой истиною, или действует по своей гордой воле – Илиодор Труфанов, Григорий Петров, Антонин Грановский и др. – те уж перестали быть верными служителями Божиими, а стали изменниками...

24

«Не воинством и не силою, но духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Велика сила вооружений и войск, но это ничто перед силою Божиею. На это уповают многие современные народы, обращающие все свое внимание на вооружение и количество войска. Это все, конечно, нужно, ибо люди таковы... Но не надо забывать главного – Бога, Его воли и законов.

Народ благочестивый всегда сильнее неверующих, так как верующий призывает себе, во всех своих делах благословение Божие. И по человеческим рассуждениям побеждает не тот, кто лучше вооружен, а кто более силен духом, ибо трусы могут быть в войске, прекрасно вооруженном и громадном по числу. А наиболее сильный духом человек – глубоко верующий...

25

«Сказал также Иисус ученикам своим: невозможно не прийти соблазнам: но горе тому, чрез кого они приходят» (Лк. 17:1). Как ни стараются друзья людей, главным образом пастыри Церкви, бороться с соблазнами среди человеческой жизни, соблазны широкой, грязной волной вливаются в нашу жизнь, отравляя и обольщая всех неустойчивых в вере и добродетелях. Будем помнить, что зло имеет успех среди людей, что страсти охватывают многих и многих. Мир во зле лежит. Что же? Значит, это явление естественное, неизбежное? – Значит, в мире господствует роковой и злой фатализм, как учил Л.Н. Толстой и другие? – Нет зла и добра, просто результаты воли человека. Всякий христианин обязан бороться с грехом внутри себя и вне. Зло всегда само по себе слабо, а при борьбе с ним, особенно при помощи благодати, оно падает... Не унывать, не смущаться при виде зла, а усердно творить добро, так как в конечном итоге не здесь на земле, а в жизни загробной добро восторжествует явно и полно над злом...

26

«Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея, и будут говорить: мы пошли с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах. 8:23). Какой смысл этих слов пророка? – Тот, что все люди стремятся к истинному Богу. Под пеплом неверия и равнодушия у всех людей живет вера в Бога, которая в дни тяжких испытаний и душевных смущений выявляет себя стремлением к людям, у которых есть Бог. Без Бога человек жить не может; Он начало и конец всего; вычеркнуть Бога из жизни никак нельзя. Правда, люди могут кричать и кричать, что Бога нет, но крик этот несомненно в глубине своей есть фальшивый, пугливый...

27

«Спокойно ложусь и сплю: ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности» (Пс. 4:9). Как может чувствовать себя человек неверующий? – Если для него нет Бога, а все держится слепым случаем, то где гарантия того, что чрез минуту все может закончиться катастрофою. Если бы право было неверие, тогда кругом стоял бы сплошной страх и ужас, и апатия: к чему все эти здания, работы, когда нет надежного фундамента, ибо разве слепой случай есть надежный фундамент?.. А между тем атеисты усиленно строят и работают... Как объяснить это? – А объясняется просто: неверующие живут, в сущности, тоже верою, что и христиане, именно, что все содержится всемогущим Существом, а отрицают Бога только по особым своим расчетам. А вернее, атеисты совершенно и не задумываются над абсурдностью ложного неверия, живя, так сказать, за счет других, то есть верующих, безсознательно пользуясь от христиан их непобедимой верою в бытие Личного премудрого и всеблагого и всемогущего Бога, Творца и Промыслителя мира, без которого ничто не совершается в мире, даже волос с головы нашей не падает (Лк. 21:18 и др.).

28

«Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего» (Ин. 8:43). Когда люди не принимают христианской веры, смеются над ней и гонят ее, они сами выносят над собою приговор, как над людьми легкомысленными и ненаучными... Чтобы принять или по крайней мере понять ее, нужно отнестись к ней прежде всего строго научно, то есть безпристрастно, без предубеждений. И это внимательное отношение к христианской вере в ее чистом виде, то есть в православии, а не в извращении, как в католичестве, протестантстве, англиканстве, разных сектах и расколах, тоже именующих себя христианством, невольно внушит уважение к христианской вере. Она есть явление не обычное, а чрезвычайное в мире: не даром во всем мире начинается эра от Рождества Христова... А если еще ближе познакомится человек с православной верою полно, безпристрастно, то он уже станет к ней относиться с благоговением и даже страхом, и этот священный страх откроет пред ним новые светлые и прекрасные картины, и он с восторгом воскликнет: «О, бездна богатства, и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисповедимы пути Его» (Рим. 11:33).

29

"Он (Бог) не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрал от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему (Пс. 21:25). При тяжких душевных переживаниях, когда находит на нас дух уныния, кажется нам, что нет ниоткуда спасения... В такие минуты важно сохранить веру в Милосердного Господа, который никогда не отвращается от человека в его скорби, но спешит на помощь при первом обращении к Нему грешника... Дух злобы старается именно бросить нас в бездну отчаяния, чтобы упавший духом грешный не обратился к Богу с мольбою и получил от Господа милость. Потому, как бы глубоко ни согрешил человек, как бы не представлял дух злобы суровым и беспощадным Господа, грешник усилиями всего своего существа, несмотря ни на что, должен потянуться к Богу, как утопающий к тому, кто его спасет. И никогда, ни в каком случае Господь не отвернется от него, потому что Бог есть безграничная любовь, и творить добро – природа Бога нашего всемилостивого...

30

«И у вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси... И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении» (2Пет. 2:1–2). О светлой христианской истине и святой жизни нередко люди судят по лживым учениям еретиков, выдающих себя за христиан, но в действительности извративших дух Христов, а также по разврату разных сектантов, дерзающих считать себя особыми избранниками Божиими. Знай, возлюбленный, что только в Православной Церкви Христовой истина и благодать, а вне Церкви нет и христианской истины и жизни... С самого начала Христианской Церкви и до конца мира сего постоянно будут со стороны духа злобы и его слуг – людей злых – попытки подделать, изменить дух Христов; в настоящее время этих фальсификаций святого Православия немало в стране нашей. Поэтому нужно быть всякому верующему на страже...

23 июля/5 августа 1927 г.

31

«Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:10). Таково назначение православного пастыря – всемирное. Скромный православный пастырь в своей убогой сельской церкви молится не только о своем приходе, но и о всем мире, приносит безкровную жертву за всех и о всех. Его дело есть часть всемирной борьбы Царства Христова против царства сатаны: он всячески старается искоренять и разорять зло во всех его видах и созидать, насаждать добро на земле.

32

«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2Пет. 3:17). Православные христиане обладают величайшим сокровищем в мире – святою православною верою. Но они должны не забывать, что на это сокровище их посягают многие злые враги – и обновленцы, и католики, и всякие сектанты, и неверие. Если иной православный не может, по своей неосведомленности, доказать лживость всех этих учений, то пусть он, по крайней мере, твердо держится своей святой веры, ни под каким видом не давая увлечь себя лжеучениями. А если он хотя бы на минуту усомнится в истине святого православия и наподобие Евы уклонит свой слух от Бога ко лжи (Быт. 3:1–6), отпадает от своего утверждения за свое легкомыслие и неверие – погибнет, если не покается, не одумается вовремя и не вернется к Церкви Божией Православной...

33

«Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13:20–21). У иных тружеников добра, но не имеющих христианского терпения, часто появляется уныние и раздражение, когда они не видят явных плодов своих трудов. В повести «Скиталец» Н.Н. Златовратского одна учительница, генеральская дочь, оставившая богатый свой дом и отдавшая все свои силы на обучение грамоте в глухом селе, при виде неудач некоторых и препятствий, говорит в гневе и тоске: «Я генеральская дочь. Я шла сюда, чтобы принести свет и добро. Я для этого всем пожертвовала... Я имела право рассчитывать, что мне помогут, окажут сочувствие все, все. И где же плоды? Я спрашиваю, покажите мне плоды моих трудов, моих жертв» (Т. 6, СПБ, 1913, 116).

Христианский труженик не может так рассуждать. Пусть он не всегда видит успех своего дела. Пусть даже его осмеивают, оплевывают, это его не смущает. Он сеет слово истины и крепко верит, что оно как истина, принесет непременно свой плод, если не сразу, то потом...

34

«А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин. 2:3–4). Путь познания Бога, Его бытия и свойств, но не Его сущности, которая для нас непостижима, путь не столько чрез отвлеченное мышление, сколько чрез добродетельную жизнь. Нам нужно самим почувствовать бытие Божие, в своей душе ощутить бытие Бога. А это бывает, когда мы ведем добрую жизнь. Сам Спаситель говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь к нему Сам» (Ин. 14:21).

35

«Авраам сказал богачу: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:25). Жизнь не кончается за гробом, но продолжается в вечность, только в иных уже условиях. От Бога установлен закон: кто живет здесь, на земле, в греховных наслаждениях, тот в жизни небесной будет в муках, а страдающие здесь – будут радоваться за гробом. Этот закон вполне приемлем и для обычной, естественной человеческой мысли: в самом деле, жизнь христианина, отовсюду гонимого в земной жизни и страдающего: дни покоя внешнего для Церкви, – была бы ненормальностью, если не существовало бы вечной жизни, где он будет в радости и покое...

36

«Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас» (1Ин. 4:5–6). Когда христианский проповедник говорит слово истины и слушает его атеистическая молодежь, она искренно смеется над проповедником, так как не понимает Христова учения. А юноши и девушки христианские охотно и радостно внимают слову истины. Слово одно и то же, а почва разная!.. Господи! Кто вразумит нашу несчастную неверующую молодежь! Призри на нее и просвети ее светом Твоего богоразумия, чтобы познали они Тебя, истинного Бога, для собственного их счастия вечного...

37

«И скажи им, так говорит Господь, разве упавшие не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться» (Иер. 8:4–5). Впасть в грех свойственно всякому человеку, почему все мы – слабые, немощные существа, притом часто являемся жертвою обмана, и зло кажется нам привлекательным. Но упавши нужно встать. А кто продолжает оставаться в грехе, упорно отгоняет всякую помощь нравственную, тот гордо и злобно настроен. Кто же оплакивает свой грех, кается в нем и решается вести добрую христианскую жизнь, такой человек великодушен и способен на высокие подвиги...

38

«Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:20). Люди нуждаются в абсолютной опоре для своих воззрений и жизни. И только в христианской вере есть эта надежная непоколебимая опора: это – Бог и вечная жизнь с Богом. А блаженная вечная жизнь с Богом – это самая радостная и счастливая жизнь, пред коей меркнет самая страстная любовь мужчины к женщине и всякое самое утонченное наслаждение от наук и искусств!

39

«Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Ис. 20:7). А что же сказать о хульных словах на... Господа? В настоящее время появилась особая отвратительная и гнусная ругань «в Бога!» В тюрьме мне не раз приходилось слышать эту кощунственную ужасную брань. На меня находило тогда какое-то оцепенение!.. Замечательно, что эти гнилые слова появились у нас именно теперь, в дни открытого безбожия. И за этими наглыми и безумными криками потерявших всякий вид человеческий, бесноватых людей, слышится взрыв дикой ненависти и неисправимой ожесточенности самого сатаны: он этим выражает всю свою злобу к Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира!.. Однако пусть знают эти кощунники, что хоть они и не ведают, что творят, но без наказания они не останутся... И дай Господи, чтобы это наказание они потерпели еще здесь, на земле, и покаялись в своем безумии, и вошли туда, куда вошел сначала хуливший Бога, но потом раскаявшийся благоразумный разбойник.

40

«Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Все, что принадлежит нашему ближнему, всякая собственность – для нас неприкосновенна. Чужой копейки, гвоздика нельзя нам брать самовольно: это есть беззаконие. А сколько грабительств теперь кругом у нас. Почему? – потому что люди провозгласили, вопреки Богу, что чужого нет, а все чужое можно спокойно брать. Среди простого народа это новое учение проявляется главным образом в воровстве, а среди интеллигенции – в разврате: в том, чтобы посягать спокойно на чужую жену, на честь девушки. Этот разврат, впрочем, перешел уже и в среду простых людей. Береги, возлюбленный, свою душу! Когда видишь чужую вещь – не трогай, она не твоя, а если возьмешь, – ты вор, преступник, враг Божий, как нарушитель Его святого закона. Спеши покаяться и дай себе слово, с Божией помощью, больше не грешить. Также, когда заметишь красивую женщину, не касайся её: она жена или невеста твоего ближняго. Кто живет незаконно – без брака церковного, тот прелюбодей и грешен пред Господом. Храни чистоту души и тела! Слушайся Бога и Его слуг, а убегай злых людей, которые сами на гибельном пути и туда влекут и других!

41

«Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Лк. 21:16). Как это может случиться? – Это бывает при расхождении религиозных людей. Религиозное расхождение есть самое сильное. Предательство на религиозной почве было и во времена гонений на Церковь Божию в первые века Церкви христианской, и в теперешнее время, именно со дня появлений обновленческого раскола и других ему подобных церковных расколов. Если те, которых предают в тюрьмы, в ссылки, на всякие лишения, являются православными, то их предатели, именующие себя христианами, могут ли быть названы христианами?..

42

«И сказал Господь: Симон, Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31–32). Самое главное у христианина – вера в Бога. Потеряв веру – потерял все... Как бы тяжко ни пал христианин, но если он сохранил твердую веру в Бога, он чистосердечно покается в своих грехах и обратится к Богу. А без веры дойдет до дна падения и не встанет. Скорби самые тяжкие за Церковь Божию не доводят до отчаяния, так как мы верим, что врата ада не одолеют Церкви Христовой. Смерть подойдет – не убоимся, потому что верим, что и по смерти будем живы и с Богом. Вера в Бога – фундамент всей жизни нашей.

43

«А вы поступаете еще хуже отцов ваших, и живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня» (Иер. 16:12). Главнейшая задача христианина – стать обителью Божиею еще здесь, на земле (Ин. 14:23). А препятствие к нему – наше упорство, гордость, самоволие... Мы не желаем жить по светлым и добрым заповедям Божиим, а стараемся жить по-своему, хотя и знаем, что это плохо для нас. Пока не сломим своей упорной воли в полное послушание Христу Спасителю, до тех пор не сойдет в душу нашу мир и радость. Господь призывает нас отречься от своей гордой воли и отдаться в волю Божию – не по какому-либо деспотизму (да не помыслит кто-либо о сем!), а по безпредельной любви к нам, так как только с Богом и в Боге наше полное блаженство, и притом вечное...

44

«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17:5). Надеяться на человека, как на последнее свое, человеку не только неразумно, но и грешно. Неразумно потому, что всякий человек, сам по себе, без Божией помощи – ничто. А грешно – так как призывая человека опорою своей жизни, мы тем самым впадаем в идолопоклонство, в человекобожие... Защита наша необоримая и оплот вечный – Господь Бог, как и поет Псалмопевец: «возрадуются все уповающие на Тебя (Господа) вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое» (Пс. 5:12).

45

«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39). Кто это невидящие и кто – видящие? Видящие – это те, кто считает себя вполне счастливыми без Христа, кто не нуждается в Христовом учении и благодати. Такой остается с своим убогим духовным богатством, не видя и не зная Христа Бога, не поминая Его: это кроты, зарывшиеся в свою землю, и думающие, что кроме земли нет уже ничего. А невидящие – это те, кто сознает свое ничтожество без Бога, кто жаждет истины, стремится ее постичь, кто понимает, какая разница существует между ограниченным человеческим учением и Божественным, абсолютным; такой человек узрит свет Христов, и пред ним откроются вечные горизонты, он станет зрячим духовно.

46

«В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» (Рим. 12:11). Таков истинный христианин-труженик: постоянно в духовном напряжении, непрерывной работе – служении Богу и людям. К сожалению, многие из нас не таковы, но рабы лукавые и ленивые. Какое же средство для этого духовного рвения? – усердная молитва к Богу. Ослабеет молитва наша к Богу – упадет и ревность о служении Богу и трудах во благо ближних. В искренней, горячей молитве нашей к Богу – источник всякой бодрости и духовной энергии нашей!

47

«Как много в Тебе благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими» (Пс. 30:20). Господь не всегда сразу посылает нам свои милости. Но в свое время Он несомненно нас утешит. Только бы не ослабевала у нас вера в Бога! Не только люди неверующие, смеющиеся над скорбями христиан, но и сами христиане не знают, какие великие блага уготовал Господь всем любящим Его, в жизни будущей!

48

«Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14:15). Помнят ли слова эти св. Апостола те пастыри, которые усвоили себе дурную привычку – курение табака. От этого нужно поспешить отучить себя. Ведь этим у слабого христианина, а особенно у детей, можно поколебать и даже разрушить веру. К сожалению, этот порок очень распространен среди пастырей!

49

«И кто мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12:26). Здесь у нас основание для почитания угодников Божиих, святых. А святыми мы считаем тех, кого прославил Господь чудесами от мощей их. Если Господь почтил своих угодников, то и мы должны почитать их. Мы не воздаем святыни Божиих почестей. Напротив, исповедуем, что угодники Божии достигли именно при помощи Божией благодати, и прославляем всегда в памяти святых Бога, дивного во святых Своих. Почитать святого угодника Божия с нашей стороны – есть вместе и преклонение пред его идеалами: что он отмечает – то и мы отмечаем.

50

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15:8). Задача жизни христианина – приносить как можно больше добрых дел во славу Божию и благо ближних. Мы призваны Самим Спасителем к неустанному труду, к развитию всех своих данных от Бога при рождении, а пастырям – в таинстве священства, и всем верующим – в таинстве Церкви, и все это к добрым, светлым делам... Все мы должны делать именно в духе Христовом: чисто, свято, никакой грязи, чувств зависти или корысти, никаких преступлений ради добрых даже целей не должно быть у христианина. Это и значит: «И будете Моими учениками».

51

«Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Частое чтение слова Божия, особенно Евангелия, укрепляет нашу веру в Бога, согревает сердца любовью к Спасителю нашему... Душа наша, особенно среди мира, представляет собою дорогу, на которой падают различные семена неверия и разврата. Всякое семя, задержавшееся в сердце, начинает пускать корни в нас, лукавых и грешных.

А слово Божие, чистое, светлое, здоровое, попадая в нашу душу, выгоняет злые семена неверия и нечестия.

52

«Все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор. 9:12). Теперь появилось очень много тонких провокаторов, даже в ограде Православной Церкви: не веруя в Бога, они имеют своей целью производить смуты среди верующих, натравливая одного на другого, и иными способами стараются вредить Церкви Божией. Верующим всегда приходится быть настороже: следить за этими наглыми и хитрыми врагами Божиими, переносить терпеливо все личное, все самые грубые пощечины, главным образом имея в виду благо Церкви Божией. Но, конечно, есть и пределы этому терпению: это тогда, когда затронуты основы православия, и когда молчание означает уже преступление против Церкви Божией, тогда уже не пользу, а великий вред мы приносим нашим терпением.

53

«Горе мне, если не благовествую» (1Кор. 9:16). Усердные пастыри, ревнующие о проповедывании слова Божия, устно и письменно иногда слышат такие упреки: зачем это вы так трудитесь? И без вас уже много сделано, и кем? Святителями, учеными и богомудрыми! Сколько уже написано прекрасных поучений! Зачем еще и вы стараетесь? Зачем стараетесь в своих устных проповедях: возьмите, перечитайте прежде написанное и передайте своими словами! – Нет, такие суждения не совсем правильны. Конечно, православный проповедник должен предварительно знать учение Церкви Божией и проповедывать не по своему смышлению, а на основе слова Божия и творений святых отцов (I9 прав. 6 вс. соб.). Но от всякого проповедника требуют и личных усилий, а также ответа на современные недоразумения в вопросах жизни и веры... Не уклоняясь от православной почвы, всякий именно православный пастырь, уполномоченный представитель Церкви Божией, обязан проповедывать и устно и письменно, если может; он не должен смотреть на то, что кроме него есть проповедники гораздо лучше него. Каждый дает отчет за себя. И горе тому пастырю, который молчит... И пасомые обращаются именно к своему наставнику, духовному отцу. Он для них руководитель, другой им неизвестен... Поэтому, если священник не скажет в своем приходе слова проповеди, то никто другой не скажет... А проповедывание печатное тоже имеет значение: кто бы его ни сказал, главное, чтобы православный проповедник... И самый скромный проповедник, с Божией помощью, может сказать или напечатать глубокое и доброе слово.

54

«По смерти же Ирода, се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египет и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души младенца» (Мф. 2:19–20). Господь попускает иногда злым делам сатаны. Но Господь же и останавливает их. Злой Ирод – гонитель Богомладенца и убийца 14 тысяч вифлеемских младенцев – умер, и прекратилось гонение на Спасителя. Так и для рабов Божиих: дни гонений чередуются с днями мира внешнего. А всем этим руководит Сам Господь. Поэтому не нужно нам скорбеть, а всецело положиться на Господа, как призывает св. Апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушенным сверх силы» (1Кор. 10:13).

55

«Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор. 11:1). Как можем мы подражать великому Апостолу? Как, мы? Слабые и грешные. Можем ли мы сравняться с апостолом Павлом? – Даже об этом говорить нечего!.. Добрый христианин вовсе не стремится непременно стать равным великому Апостолу и вообще Апостолам. Он гонит от себя эту гордую мысль. Но христианина влекут добродетели св. Апостолов: их огненная ревность о славе Божией, самоотвержение даже до смерти при проповедывании слова Божия, их любовь до мучений – к Богу-Спасителю, их необычайное терпение скорбей и болезней... Христианин, слыша и читая об этих славных трудах и болезнях Апостолов, сам воспламеняется готовностью от всей души подражать великим подвижникам... И эту ревность не нужно ослабевать, а напротив, поощрять в себе... Это – святое, славное дело... А о том, чтобы быть непременно равным тому или другому Апостолу, – об этом нет и дум у христианского труженика: такова психология православного христианина, стремящегося подражать святым Апостолам Христовым в делах веры и любви христиан.

20/7 августа 1927 г.

56

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники: и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6:31–32). Когда человек перестал верить в Бога и отошел от всех духовных стремлений, он с такой же страстью отдается заботе о всем внешнем: пище, одежде, доме. Свои таланты он отдает на развитие земной культуры: она заменяет человеку Бога и благодатную христианскую жизнь в Боге; из христианина такой превращается в язычника. Он теперь начинает действительно трусить: а вдруг не станет у него хлеба, или сгорит дом, или будет голод... Это потому, что он потерял точку опоры для своей жизни и жизни всего мира. А такой незыблемой опорой является всемогущий и любвеобильнейший Бог, Отец всех людей и Владыка Вселенной... Христианская вера учит нас, что внешняя культура есть дело доброе, но не самоцель, а средство для человеческого благополучия на земле; целью же является жизнь людей по Божии, для Бога, в Боге. А также вера христианская указывает на ту, очевидную для всех, истину, что и внешняя культура, если имеет прогресс, – то не столько благодаря усилиям и гению человеческому, а именно по милости Бога, который вразумляет человека, Им же созданного, и повелевает природе неодушевленной, и зверям, и птицам, и гадам слушаться человека – венца и царя среди всего сотворенного на земле.

«Господи, Боже наш! Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед Ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его, овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс. 8:2, 5–10).

57

«Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу и положили в них огня и вложили в него курений и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев. 10:1–2).

Почему так строго наказал Господь Надава и Авиуда? Потому что они проявили сознательное и дерзкое непослушание Моисею и Аарону, посланникам Божиим, значит: Самому Богу. Они в дело Божие внесли свою злую волю, установить хотели чуждый центр своим огнем кадильным; здесь было начало противлению Божьему закону, богоборчеству, т.е. главному делу сатаны. За это они были от Бога умерщвлены... Не такой ли грех и у всех отступников от единой Церкви Христовой? Они именно вносят огонь чуждый, водружают свои особые алтари, порывая с Церковию Божией.

Господня воля – единое стадо и един Пастырь (Ин. 10:16). Кто же разрывает это единство, кто отделяется от Церкви Христовой, единой – тот идет против Бога, и не минет его страшная Божия кара. Она уже постигла их здесь, так как лишились ее благодати и спасения вечного... А это хуже смерти телесной...

58

«Не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого для своей заботы» (Мф. 6:34). Эти слова Спасителя нашего и Бога вызывают дух бодрости и в сердцах всех его друзей, стражей дома Божиего. В дни сильных церковных потрясений, когда мутные волны неверия и злых отступников готовы потопить Церковь Православную, а сильных словом и делом святителей и пастырей, авторитетных и просвещенных, становится все меньше – в душу верных слуг Христовых может проникнуть дух тревоги и сомнений: а как дальше будет?.. Ведь напоры безбожия и богоборчества могут еще более усилиться, а богомудрые и опытные церковные учители сойдут в могилу: кто заменит их, когда нет просвещения духовного, и когда гонение на служителей Церкви?.. Господь утешает всех нас, Его учеников: не скорбите, не заглядывайте в будущее, делайте со всем усердием свое непосредственное сегодняшнее дело. А судьба Церкви Божией, как и все в мире – в Моей воле и власти.

59

«Напоминаю вам, братие, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1Кор. 15:1–2). Недостаточно еще знать св. Евангелие, нужно понимать его правильно, православно, как учили св. Апостолы и как понимают его законные преемники св. Апостолов – православные святители и с ними пастыри. А если иначе, то спасение невозможно. Это относится ко всем многочисленным сектантам, которые усердно изучают св. Евангелие и всю Библию, и хорошо знают содержание Библии, но извращенно понимают слово Божие, внося свои ложные толкования. Поэтому и спасение сектантов немыслимо... И при виде этого религиозного их воодушевления и усердия к слову Божию весьма жалко становится, что все эти добрые усилия направлены по ложному пути – самомнения и гордого непослушания Церкви Божией, которая является лишь столпом и утверждением истины (1Тим. 3:15). Да вразумит их всех Христос Бог и направит на истинный путь – в лоно Церкви Православной, из них вышли бы добрые воины Христовы... Остановка здесь больше за самими сектантами: откажутся ли они от своей гордости и самообольщения...

60

«Мы не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире» (2Кор. 1:12). Свою внешнюю жизнь христианин построит не на основе общественных порядков, а на законе Божием. Почему? – Потому что общественные человеческие нормы не всегда правильны: они могут отступать от заповедей Годсподских. Это видим в настоящее время. Мне пришлось слышать такой печальный факт: один интеллигентный человек, православный по крещению и воспитанию, юрист, когда его спросили: в какой церкви венчалась ваша дочь? – ответил удивленно: «Что вы? Это теперь не принято, моя дочь венчалась гражданским браком!.. И не хочет понять этот неверующий отец, что юную свою дочь, тоже христианку по крещению, он толкнул на сожитие, но не на брак, п.ч. по учению Церкви Божией невенчанный церковным браком и живущий плотской жизнью квалифицируется как блудник... Конечно, если ты не христианин, для тебя не обязательны христианские законы и ты живешь, как сам знаешь... Но если ты христианин, то всю свою жизнь ты должен строить по нормам христианским, которые для тебя обязательны, и отказаться от коих ты не должен, даже если угрожает тебе самая смерть...

61

«Чтобы нам не соблазнить их» (Мф. 17:27). Сам Господь Спаситель совершал Свои дела на земле в зависимости от Своих слушателей и заботою Его являлись малые сии. Как же осторожным нужно быть нам всем, чтобы не соблазнить ближних?.. А сего нужно нам воспитывать в себе смирение и любовь сострадательную к людям. Только гордый и эгоист не хочет считаться с чужим мнением... Конечно, здесь нет и речи о каком-либо «благочестивом обмане», как это предлагают католики. Нужно хранить глубокую чистоту во всех своих делах, словах и мыслях, при осторожной, внимательной мудрости змеиной...

62

«Бог силен... обогатить нас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2Кор. 9:8). Источником всякого добра является Бог, а мы все – Его приставниками. От нас требуется верность полученным от Бога дарам и щедрость в раздаянии даров ближним. Если Господь видит в нас смирение к Нему и любовь к ближним, Он наделяет нас великими и богатыми милостями с тем, чтобы мы раздавали эти дары всем нуждающимся... Не потому ли у нас теперь мало ярких талантов писательских и иных, что люди употребляют их во зло: на то, чтобы отрывать людей от Бога и развращать их (граф Л.Н. Толстой, М. Горький)... Почему отняты богатства от многих богачей? – потому, что эти дары Божии они тратили на разврат и прихоти свои, не обращая внимания на нужду горькую бедных и больных!..

63

«И мы все жили, некогда по нашим плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов» (Еф. 2:3). Естественный человек живет по своим собственным желаниям: отдается в плен своим устремлениям, живущим в нем, не разбираясь в них, подчиняясь всецело. А христианин борется со своими желаниями, он постоянно настороже, соображая жизнь свою с законом Божиим, который он считает нормою своей жизни. К сожалению, многие из христиан живут без всякой нравственной сдержки, отдаваясь в полную волю своим страстям, сами того не замечая. Очень хорошо характеризует таких людей один русский писатель, в типе Миши: «У Миши нет идей, а есть ощущения, а так как при этом у него отсутствуют задерживающие центры, то он моментально исполняет то, что велят ему желудок, печень... (С. Елпатьевский, рассказы Т. П. СПБ, 1904 – «Миша», стр. 18).

Река, вышедшая из своих берегов, а когда тихо катит свои воды в своих определенных берегах, она приносит людям много пользы... Если бы люди следили за собою, направляя свою жизнь по нормам Христовым, – воистину радость была бы на земле!

64

«Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут» (Вар. 4:1). О какой смерти говорит здесь пророк? – О духовной смерти. Кто из людей не знает заповедей Божиих и не желает знать их и не живет по ним, тот закрывает для души своей живительную пищу: душа остается без необходимой для нее духовной пищи – слова Божия; оставляющий Божию истину омрачает свою душу, черствеет, грубеет духовно, засыхает. Духовные инстинкты тогда и чужды. На все времена и для времен дан в руководство закон Божий. И сами люди виновны в том, что уходят от закона Господа и тем самым являются мертвецами духовными...

65

«И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Мы живем в мире не отдельно, а обществом: так или иначе соприкасаемся с жизнью других людей. Конечно, нам приятно сделать добро людям добрым, хорошим... А от людей злых, сварливых, капризных мы стараемся как-либо уйти, и если делаем им услугу, то с раздражением и даже злобою. Так поступают язычники, которые любят любящих их (Мф. 5:46). Христианин должен делать добро всякому, кто бы он ни был и каков бы он ни был, потому что все люди – дети Отца Небесного и каждое создание Божие достойно нашего сострадания и любви. И служим мы всякому ради Бога и как для Самого Господа, т.е. – усердно, искренно, с любовью...

66

«А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь». (Мк. 16:20). Дело распространения христианской Церкви на земле есть явное чудо Божие... Робкие, безкорыстные ученики Спасителя покорили весь тогдашний мир, с которым сталкивались; стала немощной сила могучих римских царей, гордая философия языческая склонилась пред Христовой истиной, разбились все ухищрения тогдашних иудеев. А чем пленили ученики Христовы? – Истиною Христовою и красотою благодатной жизни своей, а также и чудесами внешними... И ныне идет победоносное шествие Христовой Церкви в мире, при всяком и многом нападении врагов Божиих... Кто стремится к духовной красоте, тот увидит красоту Христовой истины и благодатной жизни в св. православии и даже чудеса, если сие угодно будет Господу...

67

«А упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8:13). Не относятся ли эти слова Христовы ко многим их наших интеллигентов, которые пред революцией увлекались так называемым богоискательством: они как птички радостно порхали от одного христианского учителя к другому, а то и неверующему, не отличая христианских учителей от лжеучителей. Но это увлечение христианскою верою оказалось призрачным: когда наступили искушения их веры, в современный период, многие из них совсем отпали от веры Христовой!

68

«И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (Пс. 1:3). Добрые дела наши зависят не только от доброй воли нашей, а и от Божией воли. Господь так устрояет нашу жизнь, что в тот или иной момент Он предлагает нам совершить определенное дело. И нам не нужно тогда отказываться от сего послушания... А вырваться со своими планами, непременно требовать от Бога помощи в своем деле, настаивать на чуде Божием – никак нельзя нам. А смиренно и терпеливо ожидать о себе воли Божией. Ибо только то дело успешно и полезно всем, где есть Божие благословение!

69

«И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный сверток. И он развернул его предо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: плач, и стон, и горе» (Иез. 2:9–10). Не такова ли вся жизнь христианина на земле? – Со всех сторон горе: от явных и тайных врагов Христовых. Постоянные волнения, стоны от борьбы со злом... Болезни тела и бедствия внешния... Скорби за близких и всех людей... Тогда особенно желанного для христианина явления жизнь будущая, где не будет ни стонов, ни плача, ни болезни, но вечная блаженная жизнь со Христом Богом и всеми святыми... Однако, без этих страданий на земле не можно получить вечной небесной радости: свиток скорбный необходимо нам вкусить, как пророку...

70

«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк. 12:32). Светлое вечное Царство Христово наследуют не все люди, а лишь малое стадо!.. Как это тяжело слышать! Но кто в этом виноват, как не сами люди! Не будем говорить о тех, кто не слышал о Христе... Но как много есть людей неверующих и неправославных, живущих среди православных, – постоянно слышали они о Боге, о Церкви, их зовут к вере в Бога и к святому православию... Со смехом, а иные злобно отходят люди от своего вечного блаженства!.. Удивительно это неразумие, близорукость и неблагодарность человеческие!.. Подивись, возлюбленный, о безмерной любви Божией... Ради «малого стада» избранных Господь благоволил все же пролить Свою безценную кровь, хотя она пролита за все человечество...

71

«Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим. 4:8). Теперь всюду в странах уделяют огромное значение физической культуре телесной. Конечно, с христианской точки зрения, эта культура приемлется, но как второстепенное начало: главное для христианина – культура духа. Что есть духовная культура? – Работа над своею грешной душой, чтобы при помощи Божией достичь нам возраста мужа совершенного во Христе (Еф. 4:13).

Культура физическая дает силу и красоту тела. Но если у человека нет христианских добродетелей, то эта культура легко может погибнуть... Разве не слышим теперь сплошь и рядом, как цветущие физически юноша или девушка, потеряв веру в нравственность, легко впадают в разврат, получают болезни, от коих гниет их тело и которые делают уже безсмысленными все физические упражнения!.. Ты заботишься о здравии своего тела. А если ты больной от природы: хилый, хромой, горбатый, слепой. Что же, физическая культура только для избранных?.. Значит, у них ничего уже нет?..

А духовная культура доступна всем: и здоровым и больным... Культура тела только предохраняет несколько от болезней. Но она не может уберечь людей от болезней, тем более смерти... А культура духа христианская именно делает безвредными болезни и смерть... Христианин не боится смерти и болезней: он даже стремится скорее оставить этот мир и перейти к вечной жизни, в полном общении с Христом Богом (Флп. 1:20–23).

72

«Подвизайся добрым подвигом веры» (1Тим. 6:12). Почему вера в Бога и будущую жизнь есть подвиг, т.е. требует с нашей стороны усилий, борьбы, чтобы ее сохранить? – Два главнейших врага для нашей веры: уныние и соблазны. При виде людской несправедливости и гонений на святыни христианские у нас появляется уныние – стоит ли бороться за добро, действительно есть ли Бог... С другой стороны, жизнь земная манит неустойчивых своими красотами. Смотри, говорит, как красиво, хорошо на земле, зачем тебе проходить мимо радостей мирских, вот – они пред тобою, а будущая жизнь, кто знает, есть ли она? Вот и нужно постоянно христианину бороться с унынием и чарами греховными наслаждений... Борьба – и есть подвиг!

73

«Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные ворота, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Лк. 13:23–24). Мы часто задаем вопрос: почему это Царство Божие наследуют лишь немногие, а большинство-то как? – Этот вопрос отдадим на милость и мудрость Божию. А нас должен интересовать вопрос: как спастись?.. Господь нас учит, что в Царство Небесное ведет путь узкий: страданий и трудов добродетельных. Об этом должны быть главнейшие заботы...

74

«Тогда Авраам сказал ему (богачу): если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31)... Для того, чтобы уверовать в Бога, не требуется непременно чуда. К Богу человек неверующий всегда может прийти, если он внимательно и искренно будет читать или слышать слово Божие, содержащееся в св. Библии и хранимое и толкуемое св. Церквовью. От слова Божия идут незримые духовные нити к душе человеческой, по природе – христианской – Тертуллиан: душа человеческая верит по врожденному чувству веры в Бога и слово Божие вызывает от сна к жизни и у человека неверующего... Поэтому не имеют оправдания те, кто кричит: я не верую в Бога, так как не вижу чудес. Ты не веришь в Бога, п.ч. не хочешь верить в Бога, не ищешь Бога, – согласно слов Христа Спасителя: «Кто хочет творить волю Его (Бога), тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или я Сам от Себя говорю (Ин. 7:17).

75

«Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим. 3:5). Есть люди благочестивые, а в действительности злобные, развратные, кощунники. От таких нужно уходить, так как они могут увлечь простодушных... Еще более опасны этих лицемеров по жизни – другие: лицемеры по вере. Это все современные раскольники (обновленцы, самосвяты). Они совершают свои службы по уставу, и даже иногда продолжительнее и более истово по внешности, чем православные, говорят речи о православной вере иногда более горячие, чем у нас, иногда даже – плачут... От таких люцемеров, лишенных благодати Божией – всячески нужно беречься православным.

76

«Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2Тим. 4:10). Почему современная молодежь так легко ушла в неверие и не хочет даже и думать о вере? – Потому, что неверие открывает двери полному разврату, безудержанному удовлетворению всех страстей: гордости, любви к наживе и т.д. А ко всему этому тянется грехолюбивая душа человека... Путь же веры есть путь постоянной борьбы с грехами – путь самоотверженного труда, воздержания, служения не себе, а ближним. Этот путь человек не любит, боится его, бежит от него...

77

«О, если бы сердце их было таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их во веки» (Втор. 5:29). Жизнь богобоязненная, соблюдение заповедей Божиих, ведет за собою великие блага для человека и в этой жизни земной, и в будущей – загробной… И не только для него самого. А и для потомков. К чему же катятся бедные люди, забывшие Бога? К постоянно тревожной жизни здесь, на земле, и к вечному осуждению за гробом, готовя своим потомкам такую же жизнь, если они не образумятся…

78

«Я хотел при себе удержать его (Онисима), дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование. Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынуждено, а добровольно» (Флм.1,13–14). Проповедники православной христианской веры, призывая к Церкви Христовой – неверующих или не христиан – привлекают их высотою христианского учения и красотою добродетелей христианских подвижников, а особенно жизнию Солнца Правды Христа Богочеловека, в Нем указывая великий совершенный и единственный идеал для всего человечества на все времена. У христианина истинного нет никакого вида насилия: ни террора, ни обмана, ни лести, ни хитрости. Религия православная есть религия величайшей свободы. А если кто, употребляя в дело религии насилие, считает себя в то же время христианином, тот не имеет и не знает духа христианского.





Наверх