Проповеди на праздники:


Начало евангельской истории. Крещение Господне

Когда в толпе народа, устремлявшегося к Иоанну, пришел к нему и обетованный Мессия, Он тоже, вместе с народом, принял от Иоанна крещение (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22). Как понимать Крещение Господне? Крещением Иоанновым запечатлевалось покаяние, оно сопровождалось исповеданием грехов и готовило Израиль к Мессии. Иисус, как безгрешный, в покаянии не нуждался. Он Сам был обетованный Мессия. Евангелист Матфей сохранил недоумение Иоанна (Мф.3:14). Недоумение Иоанна Господь отводит указанием на необходимость исполнить всякую правду (Мф.3:15). Указание слишком общее, нуждается в разъяснении. Перед лицом вечной Правды крещение Иоанново имело значение не абсолютное, а временное. Крещения Господня от Иоанна требовали условия данного момента (ἄφες ἄρτι: «оставь теперь»). Запечатлевая крещением покаяние, Иоанн был Предтечей Мессии на путях Ветхого Завета. Правда, которую исполнял Христос, принимая крещение Иоанново, была правда Ветхого Завета. Обетованный Мессия являл связь утверждаемого Им Нового Завета с Ветхим Заветом. Принимая крещение покаяния, Он выражал Свое единение с народом, грехи которого Он брал на Себя. Но Крещение Господне имело и другое более существенное значение. В Крещении Господнем совершилось явление Триединого Бога: Крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа (Мф.3:16–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22). Покаянным смыслом Крещения значение Богоявления оттеняется с особой силой. Это значение объективное. По (Мф.3:16) и (Мк.1:10), сошествие Духа наблюдал Господь; только из четвертого Евангелия мы узнаем, что Духа в образе голубя видел и Иоанн (Ин.1:32–33). Значение имел не тот факт, кому открылось присутствие Духа в телесном виде голубя, а Богоявление как таковое. Богоявлением в Крещении отмечается начало общественного служения Христова. Служение Христово есть Богоявление. Этим определяется место Крещения Господня и Иоанна, как Крестителя в евангельской истории.


Проповеди на праздники:

Наверх