Проповеди на праздники:


Начало благовестия в Европе

Но главная работа благовестников была сосредоточена в Европе, на Балканском полуострове. Они проповедовали в македонских городах: Филиппах, Фессалонике и некоторых других, менее значительных, – и оттуда перешли в Ахаию. Некоторое время Павел провел в Афинах и не менее полутора лет (ср. Деян.18:11) – в Коринфе. В Рим.15:19 он свидетельствовал, что «благовествование Христово» было им распространено «от Иерусалима и окрестности до Иллирика». Точное значение этого последнего географического термина не может быть установлено. В административном смысле он обозначал римскую провинцию, границы которой, вообще говоря, совпадали с границами теперешней Далмации. В этнографическом смысле он относился к области, населённой иллирами, в которую входила и часть Македонии. Если даже ап. Павел и употреблял термин «Иллирик» в этом последнем смысле, представляется вероятным, что он ходил, благовествуя о Христе, и в глубь Балканского полуострова. На обратном пути ап. Павел основал Церковь Ефесскую в Асии, которая и была главным поприщем его деятельности во время его третьего путешествия. В Деян.18:22 упоминается возвращение апостола в Антиохию. Возникает вопрос, был ли он перед этим в Иерусалиме. В русском переводе этого же ст. Деян.18:22 слово «Иерусалим» восполнено курсивом как подразумевающееся. В Деян.18:21 упоминание Иерусалима имеется в западной форме текста (а потому и в переводах на современные языки) и отсутствует в восточной форме. Тем не менее толкование русского перевода Деян.18:22 представляется весьма вероятным. Глагол ἀναβαίνω («восходить», в русском переводе неточно: «приходил») обычно употребляется для обозначения пути в Иерусалим, расположенный в горной местности. Член при слове «Церковь» (τὴν ἐκκλησίαν) позволяет думать о Церкви, которой преимущественно перед другими принадлежало это имя. Таковой была Церковь Иерусалимская. Если это толкование правильно, мы должны будем заключить, что ап. Павел и после своего второго путешествия посетил Иерусалим, очевидно, с отчётом матери-Церкви о своих трудах. Мы помним, что после первого путешествия Павел был в Иерусалиме на соборе. Мы увидим, что после третьего путешествия апостол снова посетил Иерусалим для того, чтобы передать матери-Церкви суммы, собранные для неё среди Церквей из язычников.


Проповеди на праздники:

Наверх