На Всенощной 3-й Недели Великого поста в храме святого Симеона Столпника, на Поварской
Вот, дорогие братья и сестры, достигли мы до половины Великого поста, и в самой середине этого поста Святая Церковь воздвигает перед нами Животворящий Крест, и мы видим этот Крест, с пригвожденным на нем Страдальцем. Невольно наша мысль переносится за много веков, когда совершилось это страшное дело, и мне ясно рисуется темная ночь, беззаконный суд, архиерейский зал, полный толпящимся народом, мрачный свет светильников... За столом судии вместе с книжниками и фарисеями давно присудившие гибель подсудимого... а среди них кротчайший, смиреннейший более сынов человеческих Христос Спаситель... Все направлено к тому, чтобы Его осудить. В суде задается ряд коварных вопросов. Ответ на это – молчание. Наконец задается самый злой, коварный вопрос: скажи нам, действительно ли Ты Сын Божий?
Минута молчания. Слышится ответ, один из твердых, решительных: «Да, ты рече, Я Сын Божий!».
Тогда взрыв притворного негодования, взрыв злобы и ненависти: «На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф.26:57, 59–66).
Дорогие братья и сестры, негодует при этом рассказе наше сердце, если оно не очерствело. Больно бьется наше сердце за Него, а между тем наше время, как оно близко к тому времени. Не являются ли теперь ученые, которые стараются доказать, что Он не Бог, что Он богохульствует?.. Все направлено к этой цели, чтобы опозорить и унизить Его личность, ученые прибегают к различным средствам, чтобы доказать, чтобы унизить нашего Христа. Смотрите, в обыкновенной жизни – какая-нибудь картина, изображающая Его или Его последователей, какая-нибудь сцена, изображающая святых, какая-нибудь карикатура или кощунственная насмешка – не вызывают ли они одобрения и даже хохот у иных, разве это не правда? Но те, которые именуют себя детьми Спасителя, Его последователями, слугами Его Царства, они должны воспользоваться минутами, когда мы стряхнем ложь. Тогда мы будем чувствовать себя истинными христианами. Хотя бы в эти минуты поклонения Кресту, когда сердце радостно бьется, когда оно проникнуто любовию ко Христу, прикладываясь, будем просить у Него прощения во грехах вольных и невольных.
Но, Господи, за что же такая ненависть со стороны многих? Так могут сказать и говорят некоторые.
На это дает ответ Спаситель в словах церковной песни: «Люди мои, что Я сделал вам? Я открыл вам новую, блаженную жизнь! Я дал вам Свет. Я открыл новую жизнь – жизнь смирения и самопожертвования ради Меня... Вы, если бы не прекратились изжитки ярости, тогда вы обратились бы в зверей и растерзали бы людей; люди Мои, что Я сделал вам, за что вы гоните Меня и Моих последователей? За что вы Меня преследуете?»
За что? За то, что Ты открыл нам такую дорогу, которая невыносима для нас, для нашей гордости, – путь смирения, и именно только этим путем можно прийти к Тебе; этот путь для нас невыгоден – надо отказаться от нашей гордости, от себя – мы лучше готовы отказаться от Тебя, даже от нашей веры; так ответят многие и многие; мы готовы отпасть от веры и поступиться нею, но не все, в это твердо верю я; многие скорби принимают за благо. Поклоняясь, Кресту, будем исполнять не простой обряд, нет, а в этом обряде будем видеть, как смиренный человек просит помощи – и, несомненно, получит ее.
Будем просить у Господа:
«Укрепи в нас веру, Милосердый Господи, и даруй нам, поклоняясь Кресту, увидеть и славное Твое воскресение».