На Святое Богоявление. 19 января 2012 г.

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 13-14). Позже апостол Павел сказал, что без всякого рассуждения и предупреждения меньший благословляется от большего. Иоанн как Пророк знал, что Тот, Кто к нему пришёл, более его есть. Он говорил, что «я недостоин развязать ремень обуви» (Лк. 3,16) Его – так он себя ощущал перед Сыном Божиим. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3, 15), проявляя истинное смирение. Потому что истинное смирение заключается в послушании. Когда человек упорно отказывается от того, что ему предлагают, это не есть смирение, а наоборот – гордость. И в этом поступке проявляется вся красота Иоанновой души. Креститель был и удивлён, и смущён тем, что Господь хотел креститься от него. А когда ему Христос сказал, что, повторюсь, «так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), он смирился и согласился, признав, правда, что он не понимает, что происходит.

Обычно в нашей жизни люди все всё понимают. Очень часто, когда на радио ведёшь передачу, какой-нибудь человек звонит, говорит: «А вот почему в Библии сказано… так-то и так-то?» То есть получается, что тот, кто писал, он дурак, кто переводил, он ещё больший дурак, те, кто три с половиной тысячи лет читают это, все дураки, а вот «я – умный». Почему? Потому что человек по гордости думает, что он вообще в этом прекрасно разбирается.

Иоанн – не так. Как только он услышал от Христа, что вот так должно исполнить всякую правду, он тут же со смирением Господу уступает, «допускает Его». «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16-17).

Благая и всесовершенная воля Божия отверзлась нам в Сыне Божием. Мы все, земляне, имеем удивительную возможность непосредственного общения с Творцом Вселенной. Это невозможно себе представить! Это как если бы амёба или другое простейшее одноклеточное вдруг бы захотело побеседовать с человеком, и человек решил бы предоставить амёбе такую возможность. Каким образом? Единственно возможным – стал бы сам амёбой и на её амёбьем языке с ней бы стал говорить. Но разница между человеком и амёбой, между самым простейшим живым существом и самым сложнейшим живым существом – эта разница гораздо меньше, чем между человеком и Богом. Но чтобы донести волю Божию до человека Господь Отец Небесный по Своей неизреченной милости посылает в мир Сына Своего Единородного и Возлюбленного Божественного Логоса, Который родился как Иисус Христос. Для чего? Чтобы этим маленьким существам, которых даже с самолёта, летающего на высоте всего 10 километров, уже не видно, им изъяснить волю Божию. Этим Господь смиряется перед человеком и выражает ему, человеку, Свою любовь. Господь не гнушается вот этой маленькой амёбой. Но если амёба – существо вполне безвредное и живущее только для того, чтобы отправлять свою функцию, которую ей, одноклеточной, дал Господь Бог, то человек имеет отпечаток Божества в своей свободе и имеет возможность возыметь любовь божественную в своём сердце. В этом смысле Господь уравнивает нас. Он не амёбой стал, не пришёл спасти амёбу, Он пришёл спасти свободного, но заблудшего человека, и Сына Своего отдал на смерть.

И это было неизбежно. Ведь зло ненавидит добро, поэтому нет ничего удивительного, что Христа распяли. Вот этот Его шаг – приход на реку Иордан – был первым шагом на Голгофу и началом Христова служения (оно будет недолгим, три с половиной года), к которому готовился Господь и как Человек, в том числе, которое закончится крестной смертью не напрасной.

В том, что это было не напрасно, можно убедиться, если посмотреть на улицу рядом с любым храмом. Прошло две тысячи лет, и вот приходят люди – не тысячи, а десятки тысяч и миллионы людей! Степень понимания того, что говорит Бог, у всех разная: у грудного младенца или у трёхлетнего младенца, у 12-летнего отрока или сорокалетнего мужчины. И в этом нет ничего страшного. Всегда можно дорасти и вырасти, но душа их стремится к Слову Божию. И Господь готов каждого напитать для его спасения. Поэтому не напрасно Христос крестился в Иордане и не напрасно Он пролил Свою Кровь. Кто из нас спустя две тысячи лет после нашей с вами смерти сумеет собрать миллионы людей, оставив после себя только некое своё слово? Это совершенно невозможно даже представить. На земле люди жили разные, имена многих остались в истории и вписаны туда не золотыми, а платиновыми, бриллиантовыми буквами, но они не могут собрать такое количество народа. Почему? Потому что на Слово Божие откликается сердце человека. Это говорит о том, что это Слово и живо, и действенно, потому что всё новые и новые поколения людей приходят услышать это Слово: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Поэтому, если мы хотим понять, в чём есть воля Божия, необходимо знать, с чем обращался к нам Христос, мы должны знать Его слова из Евангелия, ещё нужно помнить обо всех Его деяниях, тогда воля Божия откроется нам.


Наверх