На предпразднство Сретения Господня. 14.02.2013 г.

На предпразднство Сретения Господня. 14.02.2013 г.

Юная мать Мариам со своим супругом мнимым, Иосифом, на сороковой день после Рождества приносит младенца, которого они назвали Иисус, что значит Спаситель, в храм Господень, как полагалось по закону Израильскому. Закон носил характер духовный: каждый первенец мужского пола должен был таким образом быть посвящён Богу. Из этого закона позже у христиан возник обычай крестить младенцев на сороковой день. И Богородица с Иосифом должны были в храм принести некое пожертвование в виде жертвенных птиц в знак того, что они Младенца посвящают Богу. Эти жертвы шли на содержание храма и на питание тех, кто в нём служит, что расценивалось совершенно одинаково. Нуждался ли Младенец Иисус, чтобы Его посвящали Богу? Нет. Потому что Он Сам был Богом. Но, исполненный послушания закону, Иисус Христос, позже, при Крещении, сказал, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). И вот поэтому Матерь Божия приносит Младенца, и Духом Святым приводится туда и старец Симеон, и Анна, которая обладала пророческим даром. Симеону было обещано, что он не умрёт, пока не увидит Миссию Спасителя. И этот очень старый человек берёт на руки Младенца Иисуса и произносит дивные слова, которые каждый раз мы повторяем на вечерне в память об этом событии. (Кто не знает, у нас в богослужении так устроено, что вечерня посвящена переживанию Ветхого Завета). И вот со словами «Ныне отпущаеши…» сам символ Ветхого Завета, очень ветхий по своим дням Симеон (он прожил около 300 лет), беря на руки Младенца Иисуса, как бы передаёт Ему эстафету. Начинается новое время. И это новое время сосредоточено в Младенце, Которого родители посвятили Богу. Наступает новая эра. Душа ветхого днями Симеона отпускается из очень ветхого тела, которому давно уже трудно жить. А Младенец Иисус должен укрепляться духом, возрастать, потом основать Церковь, которая от Него возьмёт эту эстафету, и будет её распространять по всему миру в веках и даже до наших с вами дней для того, чтобы каждый из вас эту эстафету подхватил. В каком же виде? А точно в таком, как создал её Господь наш Иисус Христос. Как Он основал Церковь на земле, так и каждый мирянин призван к тому, чтобы созидать свою домашнюю церковь для того, чтобы дело Христово продолжалось из поколения в поколение. Тогда жизнь приобретает определённый смысл. Иной скажет: «А у меня как-то не получилось с семьёй, не сложилось каким-то образом». Ну, так и что же. Не у каждого человека сложится построить храм. У меня вот – сложилось. Я этому очень рад. А у другого – нет. Но в какой-нибудь храм самому принести кирпичик может даже самый ленивый и самый больной. Поэтому, если сам не можешь строить, ты же всегда можешь в каком-то добром деле поучаствовать. Да у скольких людей нет семьи! Давай, собери их в семью, и начинайте вместе строить Царствие Божие, которое внутри нас есть. Это всегда возможно. У тебя нет детей – да собери их на улице. Вот тебе будут дети. И будет тебе и радость, и нежность, и любовь, и слёзы, и переживания – да чего хочешь. И дело появится. Ведь не всё же обжираться, пить и телевизор смотреть. Можно же каким-то таким делом заняться, которое угодно Богу. Богатеть не в себя, а в Бога, выполняя Его волю. Потому что такая воля Божия, чтобы слава Божия по земле распространялась разными путями. И каждый человек – он обязательно призван к тому, чтобы этому делу служить. Для этого его и соединяют с Церковью через Крещение. И вот сначала человек приходит в жизнь, учится ветхозаветным заповедям. Потом принимает Святое Крещение и начинает жизнь христианскую. А потом, когда он вызреет и умом, и сердцем, и опытом, он сможет сам поучаствовать в строительстве Церкви. Но у разных людей разная харизма: один станет патриархом, другой – митрополитом, третий – архимандритом, четвёртый – настоятелем, пятый может быть просто священником и внутри большого прихода соберёт свою паству. Но каждый может и свою семью устроить как домашнюю церковь, где он будет служить Богу, просвещая тех людей, которых Господь ему дал, чтобы научить их слову Божию. В этом есть огромнейший духовный смысл.

И этот праздник нам показывает, как это произошло в истории. Три сотни лет Симеон ждал, когда же придёт Богомладенец. И вот Он появляется, родившись, как простой человек. Сретение – это уже сороковой день после Рождества. И происходит великое событие – два завета встречаются. И в этой встрече нет никакого противоречия. Младенец Иисус заменяет новым содержанием Ветхий Завет. Не наполняет (потому что нельзя молодое вино влить в мехи ветхие), но зажигает Христос новый огонь, о котором Он сказал, что хотел бы чтобы этот огонь загорелся. Потому что Господь наш Иисус Христос говорил, что люди должны жить в Царствии Небесном как Ангелы Божие. Ангелы Божии всегда живут по Его благой воле. И когда мы молимся молитвой Господней – «Пусть будет воля Твоя яко на небеси и на земли», то мы хотим, чтобы воля Божия на земле также осуществлялась как и на Небе. И вот это осуществление воли Божьей «как на Небе» заключается в послушании Богу, чем бы мы с вами ни занимались, как апостол говорит: «едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10, 3). Чтобы ничего из того, что мы делаем на земле, не было просто так, не во славу Божию. Любое дело нужно делать перед Богом и делать во славу Божию. Чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца, «иже есть на небесах».

И тогда и мы сами и всё вокруг нас, и наша домашняя церковь, и всё вокруг того места, где мы будем жить, будет излучать Божественный свет. Не свой свет, а Божественный. Мы будем его отражать. В нашей жизни появится смысл. Потому что очень важно, чтобы жизнь имела смысл. Потому что, если жизнь не наполнена Божественным смыслом, то тогда человек вынужден искать какие-то иные, ложные смыслы. И находит, увлекается совершенно ненужными для вечности вещами, которые служат только его тщеславию, честолюбию, сребролюбию и ещё каким-то вещам, являющимися лишь дополнительными препятствиями для Царствия Божьего, то есть суть идолами. Получается, человек незаметно становится идолопоклонником. А поклоняться должно одному Единому Богу и одному Ему служить. И в этом смысле старец Симеон для нас пример. Он в его возрасте был страшно немощным человеком и жил только ожиданием встречи с Христом Спасителем. Если бы каждому из нас в сердце возжечь вот это пламя ожидания встречи с Иисусом Христом! К сожалению, вот этого напряжённого ожидания встречи с Богом у нас нет. Мы даже забываем о смысле нашей жизни. А вот если бы пред нами стояла задача – послужить Христу, мы всегда помнили бы о том, для чего нам нужно служить Христу Богу нашему – только для того, чтобы в конце концов встретиться с Ним и услышать от Него: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).


Наверх