На Праздник Успения Пресвятой Богородицы IV
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Други наши! «Божественному погребению Матери Божия песни воспоим». Великое событие породило нынешний праздник. «Небо ныне сорадуется земле и славит преставление Матери Божией». И как поклоняется мир Животворящему Гробу Сына Божия – источнику нашего воскресения, так припадает он теперь и ко Гробу Матери Божией – таинственному Ковчегу, вместившему Невместимую. «Гефсимания, блаженный и девственный гроб приемшая, чествуется яко чертог царский».
По сей день со всех концов земли стекаются люди к Ее гробу. Они несут Ей молитвы благодарения в радости, моления в скорбях, печалях и болезнях; несут любовь своих сердец и безграничное доверие Ее материнской любви и заботе. Сегодня в каждом православном храме стоит в центре икона Успения Матери Божией или гроб Ее – Плащаница. Во все мире везде и всюду слышит Небесная Царица и молитвы наши, видит и благоговейное поклонение Ее жизненному подвигу и славе, венчавшей его. А гроб доселе для всех – слезоточник преложился для Нее в источник радости, слово же «смерть» обрело новый смысл, стало успением.
В церковных песнопениях слышим мы голос Матери Божией, обращенный к нам: «Чада Господа и Сына Моего! Радости отшествия Моего к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Радуйтесь! Аз есмь с вами во вся дни до скончания века».
Именно с достославного дня Своего Успения Светоносная Дева вошла в права Матери человечества и Царицы Небесной, когда со всей очевидностью стала открываться человеку материнская Ее забота. Земная жизнь Девы Марии была сокрыта в глубоком смирении, безмолвии и тайне. Только из-за гроба воссияли миру свет Ее славы и величие Ее жизни. Свою принадлежность человеческой природе Она явила рождением и смертью Своей. Но многие ли при жизни Пресвятой Девы знали, что зачатие Сына Ее – бессеменно, рождество – нетленно, успение – бессмертно. Смерть и гроб не смогли удержать «рождшую смерти Разрушителя», через три дня гроб Ее опустел, извещая мир о великой тайне жизни Девы Марии, о бессмертии Ее души и тела.
Это доказательство живет во всех поколениях и уходит за пределы жизни, когда человек на пороге вечности встречает Заступницу Усердную – Матерь Божию, готовую помочь душе, отходящей от земли. Многие святые, да и просто праведные люди оставили свидетельства о явлении им Матери Божьей, светлой надеждой ободряющей их в предсмертные дни. Сама же Всечистая Дева отдала смерти дань рода человеческого лишь на краткий момент. Душу Ее принял на Свои длани Христос, а тело, осиянное благодатью, взошло на небо. С Успения Матерь Божия – Царица Небесная, предстоя одесную Царя Бога, восседает превыше всякой твари.
Святой Иоанн Дамаскин, благоговея пред величием Матери Божией, говорил, что наш ум не может себе и представить того сияния, в которое облеклась в раю Блаженная Дева. Ей поклоняются все чины ангельские, Ее славит Само Триипостасное Богоначалие: Святой Дух – как Невесту Неневестную; Сын – как Матерь Неискусобрачную; Бог Отец – как возлюбленную отроковицу.
Со дня Успения Девы-Матери пророчество псалмопевца – царя Давида о будущей Царице прияло конец: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна…» Вторит пророку – праотцу Святая Церковь: «Отныне радость неизреченная и честь безмерная, Мариам с Иисусом Сыном Своим царствует на небеси и на земли». Пророчество же о будущем почитании Себя как Матери Божией изрекла и Сама Пречистая Дева еще тогда, когда Ее жизнь была таинственно сокрыта. Подтверждая открытую праведной Елисавете тайну Своего избранничества, Она изрекла: «се бо отныне ублажат Мя вси роди…»
Первый век христианства не сохранил прямых свидетельств прославления Девы Марии. Мало упоминаний о Ней и в Святом Евангелии. Сам Христос и Его апостолы умалчивали о Ней. И в этом зрится таинственное изволение Промысла Божия, предоставившего почитание Пресвятой Девы свободному вдохновению и любви. Время показало с несомненной очевидностью и с неодолимой силой, что любовь к Матери Божией родится и утверждается в сердце человека самой жизнью по мере его воцерковления. Открыв для себя спасительную жизненную силу крестного подвига Спасителя, мы начинаем понимать и чувствовать святость и силу Той, которая подвигом Своей жизни соединила нас с Богом. Величие и красота земного человека, открывшаяся в Деве, влечет всяк ум горе славить и благодарить Творца.
В Пресвятой Деве открылось со всей очевидностью, как вера и преданность Богу соединяют волю человеческую с волей Божией. Святой Филарет, митрополит Московский, говорил: «Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное “Да будет…” – слово Творца произвело в мир твари, но в беспримерный в бытии день, когда божественная Мариам изрекла Свое кроткое и послушное “буди Мне…” – слово твари низводит в мир Творца».
Такова сила и власть человека, не искаженного грехом. В жизни Девы открылся и осуществился общий порядок спасения, установленный Богом для человечества. Она прошла земной путь от естественного рождения до смерти, возросла на нем в смирении и послушании, крестным материнским подвигом явила всецелую преданность воле Божией, и совершенная святость стала плодом Ее жизни. Она оставила всем верующим пример жизни во спасение. Успение стало для Богородицы переходом в область вечного бытия Небесной славы.
Вознесение воскресшей Богоматери признается несомненным верованием Православной Церкви, «Ангелы Успение Пречистой, видевши, удивишася, яко Дева восходит от земли на Небо». По близости к Богу Богородица обладает несравненно большим могуществом, чем то, что обещано верующим в Сына Ее. Через Богоматерь осуществляется наше благодатное соединение со Христом в святом причащении.
Как Ева – матерь всех по естественному происхождению, так Дева Мария стала Матерью живущих по благодати. Через Христа Святая Дева получила великие права материнства, и Он же усыновил Ей и всех верующих в Него. Не признающие Сына, лишаются и Ее благодатного материнского покрова. Предстоя Престолу Божию, Царица Небесная ходатайствует за нас.
Значение Богоматери в нашем спасении столь велико и могущественно, что мы обращаемся к Ней не просто как к помощнице в спасении, но как к совершительнице нашего спасения. Мы молимся: «Пресвятая Богородица, спасай нас!» Наша вера стала опытным знанием, так как мы, немощные и грешные, постоянно получаем Ее милосердную помощь. Тропарь нынешнего праздника свидетельствует, что жизнь наша в Церкви Христовой проходит под покровом Царицы Небесной в единении с Богом: «…во успении мира не оставила еси, Богородица, преставилася еси к животу, Мати сущи живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наши».
Какое же почитание, благодарение и какую силу любви надо носить нам в сердцах наших к Ней – виновнице нашего спасения. И если Христос сказал, что Он есть путь, истина и жизнь, а Матерь Божия – дщерь человеческая – неукоснительно прошла за Сыном по этому пути в вечную жизнь, тем оставив несомненное уверение в его спасительности. Надо ли нам искать других путеводителей по жизни, кроме Сына Божия и Святой Его Матери? Они, только Они даруют по Своей божественной любви и нам источник сил и вдохновения, чтобы завершить наш жизненный путь радостью единения с Богом и Матерью Божией.
Так пусть же, дорогие мои, два спасительных имени – Иисус Христос и Богородица Мария – будут всегда написаны на скрижалях сердец наших, будут началом и концом наших молитвенных воздыханий. Пресвятая Дева – Небесная Царица и Матерь наша не посрамит наших молений, ибо море благодатных даров Ее неисчерпаемо; источник любви – неиссякаем; и милость Ее беспредельна.
О, благодатная и Всеславная Царице! От божественного сияния Своего ниспосли на нас, чад Твоих, благоговейно припадающих к гробу Твоему, луч света славы Твоея, да осветит он помраченный страстьми ум наш, да укрепит расслабленную волю, да дарует зрение Божественных оправданий Твоих, чтобы ревностно идти водительством Твоим ко спасению. От Тебя, Всепетая Дево, радость и утешение христиан, ждем мы помощи и заступления.
Аминь.