На Праздник Успения Пресвятой Богородицы III
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие мои, други наши! «Придите всемирное Успение Всенепорочныя Богородицы празднуем».
Сегодня Пресвятая наша Матерь Царица Небесная созвала нас славить Ее божественное преставление. И день сей особый, ибо только со дня Своего Успения Дева Мария открылась в силе Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Богородицы. Земная жизнь Божией Матери сокровенна, но теперь человечество знает, что беспримерный, неповторимый подвиг Ее жизни обручил творение с Творцом, человека – с Богом.
Господь – Сын Божий и Ее Сын – прошел путь человеческой жизни от рождения до смерти, воскрес и восшел к Отцу Своему, возведя Собой в Царство Небесное к Престолу Божию и плоть человеческую. Вслед за Ним, Своим Сыном, взошла к Триипостасному Божеству и тоже с плотью Пресвятая Дева. Ее Успение явилось вратами, сквозь которые хлынул в мир свет славы безвестной дотоле жизни. И свет этот осветил путь в Царство Небесное всем земнородным.
Воспоминания о Деве Марии в Священном Писании крайне скудны, но таинственная тень Ее жизни высвечивается в жизни тех, с кем рядом жила Она. Ее родители, Иоаким и Анна, еще вне христианства, еще подзаконные. Но они так верили Богу, что это вменилось им в праведность. Они до глубокой старости жили верой и молитвой, неся одновременно боль поруганий и скорбь о своей бездетности. Теперь мы назвали бы это крестоношением. Божие благословение на рождение дщери вопреки законам естества увенчало их подвиг.
Дщерь – плод их молитвы и праведности – унаследовала от родителей праведность, но и общий всем земнородным первородный грех. Она вполне дщерь рода человеческого – от зачатия, рождения и до смерти. Обет же, данный родителями Богу, привел трехлетнюю юницу Марию в храм Божий «воспитатися во Святая святых». Первосвященник Захария, исполняя таинственное Божие веление, на удивление всем, ввел Ее туда, куда и сам-то входил лишь единожды в год. И опять покров тайны на время скрывает Деву.
Ей, четырнадцатилетней отроковице, архангел Гавриил возвестил благую весть о рождении Сына. Минутное смущение и боязнь обольщения сменились в Ней полным доверием к божественному посланцу. Ее покорное и кроткое: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему», – низводит на землю Бога.
Свершилось божественное, сверхъестественное и непостижимое – «Сын Божий Сын Девы бывает». Неведомая миру Дева Мария пророчески вещает о будущей славе Богородицы, о Своей славе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».
Жизнь Ее скромная и безвестная продолжается, хотя в Ней, Пресвятой и Пречистой, и произошло вселение Самого Триипостасного Божества. Но для большинства людей это долгое время оставалось тайной, ибо духовные тайны познаются лишь верою. Святым Духом познали тайну Ее материнства старец – обручник Иосиф и Праведная Елисавета, и поклонилась они Деве как Матери Бога своего. Люди же говорили о Матери-Деве и о Ее Сыне: «Не плотников Он Сын, не Его ли Мать называется Мария, и братья Его… и сестры не все ли между нами?» Мир не мог проникнуть в величие дел Божиих, совершаемых в Марии. И оставался в таком неведении вплоть до Успения Богородицы, когда слава Ее жизненного подвига открылась в величии дел, явленных миру уже из Царства Небесного.
Богородица же одна всю жизнь молча слагала в сердце Своем чудные пророчества и извещения жизни о Божестве Ее Сына. Она не искала от людей ни понимания, ни известности, ни тем более славы. Она одна благоговела пред Божеством, Она одна – хранительница Таин Божиих.
Пророчество Богоприимца старца Симеона свершилось. Оружие прошло и ранило ее душу, ибо великий и страшный подвиг Ее Сына завершился. Он на кресте, и Она со Своим крестом неотлучно стояла у подножия Великого Спасительного Креста Своего Сына. Крестоношение же Пресвятой Девы Богородицы началось задолго до Голгофского подвига Спасителя.
Не угладил Господь жизненный путь Марии. Горестями и многими тяжкими потрясениями, способными надломить и сокрушить человеческие силы, Пресвятая Богородица была искушена вполне. Боль непонимания, боль страдания за Сына пронесла Она сквозь всю Свою жизнь. Но Ее совершеннейшая преданность воле Божией давала Ей силы и мужество. В горниле страданий Она возвеличилась до такой святости и чистоты, которые могут и должны быть названы богоподобием. В Ее великом терпении рождалось и великое сострадание и понимание человеческих бед и немощей. И по слову Евангелия: «Сама искушена быв, может и искушаемым помогать».
Церковь Божия Духом Святым знает глубину терзаний сердца Богоматери и думы Ее ума. Она хотела бы на Голгофе умереть вместе с Сыном. Но воля Божия и воля Сына Божия именно у Креста – предела страданий вручила Богородице Марии в лице Иоанна сынов и дщерей Божиих всего человечества. «Жено – се сын Твой» – слышит Она из уст Божественного Страдальца. Это предсмертное завещание Христа усыновляет Ей всех верующих Богу и Сыну Божию и утверждает Ее снова в подвиге материнства. На Голгофе это поняли лишь Она и юноша Иоанн; два человека с сердцем девственным и чистым, любящим Христа, всецело и беспредельно отданные Богу.
Вера и доверие, чистота и смирение – вот путь Богу в человеческое сердце и путь человека к Богу. Преданность Богу – это начало и совершение христианства и вечного спасения.
В день сошествия Святого Духа на апостолов среди них и Пресвятая Богородица, и Она становится соучастницей апостольского служения. Об этом нам повествует Предание. Пятнадцать лет Она разделяла с апостолами труды по созиданию Церкви. С названным сыном Иоанном Богословом Она осветила Своим посещением Малую Азию, Антиохию, остров Крит, получила Себе в удел полуостров Афон и предрекла ему будущую славу, обещав Свое покровительство и помощь. В трудах по устроению Церкви на земле при содействии Божией благодати Богородица достигла вершин совершенства, предела святости, доступного человеку. И великая слава Матери Божией уже не могла скрываться даже и под покровом Ее глубочайшего смирения. Свет Ее святости становится очевиден.
До нас дошли свидетельства самовидцев Пресвятой Богородицы. Святой Дионисий Ареопагит видел Богородицу в Иерусалиме уже в преклонном возрасте и так пишет об этом в письме апостолу Павлу: «Невероятно казалось мне, исповедую пред Богом, чтобы кроме Самого Бога был кто-либо преисполнен такой божественной силы и благодати. Никто из людей не может понять, что я увидел и уразумел при посредстве не только душевных, но и телесных очей. Я видел очами моими Богообразную и более всех небесных духов Святейшую Матерь Иисуса Христа Господа нашего. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в чистейшей утробе Девы, что если бы я не содержал в памяти и новопросвещенном уме моем твое божественное учение, то я признал бы Деву за истинного Бога и воздал бы Ей поклонение, подобающее Единому Истинному Богу, потому что человеческий ум не может представить себе никакой чести и славы для человека, прославленного Богом, которая была бы выше того блаженства, какое я, недостойный, удостоился вкусить. Благодарю Бога моего, благодарю Деву, благодарю великого апостола Иоанна и тебя, милостиво оказавшего мне столь великое благодеяние».
Святые Епифаний и Никифор Каллист повествуют о Божией Матери: «На современников Она производила неизгладимое впечатление. Высота святости и величия сияла в Ней сквозь покров глубочайшего смирения и как бы соединяла в Ней естество человеческое с естеством ангельским».
В последние годы Своей земной жизни Богородица пребывала в Иерусалиме. С молитвой обходила Она места, освященные стопами божественного Сына. На Елеонской горе за пятнадцать дней архангел Гавриил принес Ей благовестие об отшествии от земли. Молитвой собрала Пресвятая Дева к Своему смертному одру апостолов, верховных представителей земной Христовой Церкви, рассеянных по миру, в знамение и уверение того, что Ее союз с верующими на земле не только не прерывается с Ее исходом, но становится отселе еще крепче, обширнее и деятельнее.
И этим Дева Богородица засвидетельствовала, что живущая в Ней благодать, столь долго скрываемая от мира, откроется из Ее гроба и наполнит Вселенскую Церковь Ее величием, славой и могуществом. За три дня до Успения от архангела же получила Она светозарную райскую ветвь. В момент преставления Богоматери слава явившегося Христа озарила собравшихся, когда Он принял на Свои божественные руки Ее душу «честь Ей, как Сын Матери даруя». И смерть претворилась в Успение.
Смерть и гроб не смогли удержать обоженное Духом тело Богоматери, которая подвигом жизни, подвигом совершеннейшей веры преодолела естественные человеческие законы и «преставилась к Животу, Мати сущи Живота». Пресвятая Богородица воскресла и с телом вознеслась в Царство Небесное, чтобы воцариться с Сыном Своим и Богом. Удостоверение об этом апостолы получили через три дня по Ее погребении. Апостол Фома Промыслом Божиим опять был избран для извещения миру величайшего события в истории земли – о воскресении и вознесении на Небеса плоти человеческой.
Дева Мария – дщерь человеческая, удостоившаяся послужить тайне нашего спасения, и в этом Ее неповторимое величие. Она единственная восприяла высочайший дар благодатного обожения, пройдя путь неуклонного возвышения к Богу. В Пресвятой Деве олицетворилось человечество в истинной своей сущности, каким оно было замыслено Творцом. Мария явила красоту Божьего образа в человеке и показала, что «житие наше на небесах есть». Своей совершеннейшей преданностью Богу, примером всей Своей жизни Она учит нас, как жить с Богом и в Боге на радость жизни. Ее жизнь – достоверное свидетельство о спасительном пути в Царство Небесное.
Шестьдесят два года освещала Богородица землю Своим житием на ней. Милостивая же власть Ее, и слава, и сила простираются на вечность, только приди к Ней, припади с молитвой, любовью и покаянием, и Она – Заступница Усердная, Мать всех скорбящих – вразумит, утешит и поможет нам идти по пути спасения к Богу.
Дорогие наши, будем же постоянно носить в сердцах своих благоговейную молитвенную память о присутствии в нашей жизни Матери Небесной, совершенно покоряясь Ей и покоясь в Ее материнской любви и заботе. Не забудем ежедневно утром и вечером обращаться к Ней с молитвой благовестния «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария…», и мы будем постоянно чувствовать Ее милость и Ее покров над собой, сознавая себя малыми детьми нашей Небесной Матери.
Сегодня от всей души и от полноты сердечной воззовем Богоматери: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая».
Аминь.