На Праздник Сретения Господня
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое еже еси уготовал пред лицом всех людей свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». С таким восторгом праведный Симеон принял в свои старческие объятия Младенца – Бога, обетованного Спасителя. Сколько своих личных чувств и переживаний вложил он в это обращение, какое убедительное пророчество о явлении в мир Спасителя услышали присутствующие в его словах. Почти сто лет глубокий старец жил ожиданием этой встречи, ждал появления этого Младенца как последнего знамения и исполнения своих надежд и упований.
До 360 лет дожил праведный старец, и чего только не насмотрелся он за столь долгий срок своей жизни. Поколение сменялось поколением, а богоизбранный народ, его народ, все дальше отступал от Бога. И это была боль его сердца. Только малое стадо в тайниках сердечных сохраняло веру Пророчествам. Сам же старец, терпеливо неся по жизни возрастные немощи, не терял надежды на милость Божию в исполнении обетованного спасителя. Скорбной душой терпеливо предстоял он пред Богом с молитвой в ожидании. Его надежда питалась обетованием, полученным им самим.
Еще за 270 лет до Рождества Христова глагол Божий через ангела возвестил Симеону, что он не вкусит смерти, доколе не увидит Божьего Посланника – Мессию. Это пророческое откровение произошло при следующих обстоятельствах: Египетский царь Птоломей Филадельф составлял в Александрии библиотеку и пожелал иметь в ней еврейскую Библию в греческом переводе. Он обратился к иерусалимскому первосвященнику с просьбой прислать к нему экземпляр еврейских священных книг и опытных переводчиков, знающих еврейский и греческий языки. В числе семидесяти старцев был послан и праведный Симеон, он был хорошо образован и сведущ в Писании.
Занимаясь переводом книги пророка Исайи, на словах: «се Дева во чреве приимет и родит сына»(Ис. 7, 11) он смутился, усмотрев ошибку, и хотел ее исправить, заменив слово «Дева» на «Жену».Но только он об этом помыслил, как ему тотчас явился ангел Господень со словами: «не сомневайся, ты до тех пор не умрешь, пока не увидишь исполнения этого пророчества».
И вот время пришло. По зову Духа Господня ветхий старец заспешил в Иерусалимский храм. В притворе он сретил светоносную Матерь-Деву с Младенцем в сопровождении обручника Иосифа. Дорогие мои, нам с вами трудно представить, с каким чувством приблизился старец к Богомладенцу, что испытал, приняв на свои уже ослабленные старостью руки Бога. Он благоговейно зрел на Младенца, сознавая, что Он и есть Сама бессмертная Жизнь и Источник Жизни для всего человечества, и одновременно видел он в Нем и свое освобождение от жизни земной, свою смерть. Так состоялась встреча двух Заветов: уходящего Ветхого в образе старца Симеона и Нового – в народившемся сорокадневном Младенце Христе.
Святая Дева с Иосифом, исполняя повеление Ветхого Завета, принесли в храм пред Бога перворожденного сына и жертву за Него – двух птенцов голубиных. Сам Христос, исполняя все установления Ветхого Завета, одновременно наполнял их новым содержанием. Так, в Сретение Младенец Христос уже приносится Богу Отцу как жертва за грехи наши, и Церковные песнопения называют сорокадневного младенца Женихом, предобручающимся Церкви.
Теперь в Новом Завете обряд посвящения младенца Богу называется воцерковлением. На сороковой день от рождения крещеного младенца положено принести в храм Божий. Священник с соответственными молитвами быстро, как сквозь быстро текущую жизнь, проносит его по храму к алтарю, мальчика вносит в святилище, чтобы приложить к престолу Божию, вручая его Богу. Девочку в алтарь не вносят, но полагают на пол амвона пред Царскими вратами. Только после этого мать берет дитя, как чадо Божие, на воспитание. Свято хранит Святая Церковь Божии веления и нас призывает к осознанию, что «крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение».
Вечная жизнь явилась на земле со Христом, и это радость, радость всему миру. Но только два человека, праведный Симеон и Анна пророчица, удостоились радости сознательно встретить вступающего в жизнь Мессию-Христа. Дорогие наши, приглядимся к этим избранникам, первыми прикоснувшимися к тайне Божией.
Анна пророчица – 84-летняя вдова, прожившая с мужем только семь лет. Заматоревшая во днех вдовства своего, она полагала целью своей жизни служение Богу постом и молитвой. Постоянно пребывала в храме в ожидании утехи Израилевы. Ко времени рождения Христа современники уже ее именовали пророчицей. Она была из тех, кто не видел, но веровал; веровал пророческим словам, почитая их за глас Божий, через них возвещаемый миру. Она так очистила свое сердце подвигом жизни, что ее духовные очи безошибочно увидели в этом Младенце Бога – Спасителя мира. И она была единственным человеком, ликовавшим Сретении Господа, бегая по храму с известием о том, что ожидаемый миром Утешитель и Спаситель уже пришел.
Праведный старец Симеон большую часть своей жизни тоже носил Спасителя в сердце своем. Его терпеливое ожидание покоилось на определенном знании и питалось уверенностью, что ангельское слово, ему сказанное – глас неба, глас Божий. Взяв же на руки Богомладенца, он возблагодарил Бога и возвестил о радости явления Спасителя миру. Но только «чистые сердцем зрят Бога». Сердце Симеоново! Не туне читал старец божественное писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источник жизни» (Притч. Солом. 4, 23). Каково же было его сердце, если он сподобился «принять во объятия Сам Источник жизни» и от Него получил отпущение в жизнь вечную. Живя среди людей, забывших Бога, не изнемог Симеон ни в вере, ни в доверии Богу. Но знает мир, что только от живой веры рождается полная покорность Богу, и где вера, там нет ни печали, ни страха; там мужество и твердость ничем не одолимая. Вера Симеона провела его сквозь сень смертную общего неверия и развращения и сподобила стать богоприимцем, первым поклониться Богу – Спасителю, пришедшему на землю.
Но Сквозь благодать и радость праздника Сретения Господня старцу зрится крест – тень будущего скорбного земного пути Божественного Младенца.
Старец пророчествует Матери-Деве о Кресте Христовом, о Ее подвиге жизни, о Ее материнской доле: «Сей – пререкаемое знамение, лежит на падение и восстание многих, и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Дорогие наши, не обойдем своим вниманием слов старца Симеона, сказанных Пресвятой Деве, ибо они касаются непосредственно всех нас. Спаситель – Знамение пререкаемое, не мир, но меч сокрыт за каждым Его словом, за словом Евангельской Истины. Небесная Истина Христом пришла на землю, чтобы преобразить нашу жизнь.
Каждый живущий стоит перед свободным выбором. Оружие должно пройти душу всякого, кто выберет восстание, а не падение на своем жизненном пути, кто не поколеблется в выборе. Страшен для человека этот выбор: сознательно взять Крест, самому согласиться на страдания. Но, други наши, за нашим выбором идти во след Христа тотчас же состоится и наше сретение с Господом Спасителем, который, взяв нас за руку, признает нас Своими учениками и поведет по жизни любовно и терпеливо, врачуя наши немощи, возводя от силы в силу по пути следования в Царство Небесное. Не убоимся же, дорогие мои, этой великой встречи с Господом, наши немощи и непонимание, наше доверие отдадим Его Божественной любви, Его силе и могуществу.
Аминь.