На Сретение Господне. 2013 г.
Как сказано в славянском и греческом тексте Святаго Евангелия «и вот, возносят Его в Иерусалим». В русском переводе, к сожалению, этого выражения не осталось. Но у древних евреев, да и у теперешних тоже – ведь они стали говорить на своём древнем языке, «приходить в Иерусалим» значит «возноситься», «восходить». И не потому, что Иерусалим стоит на некотором возвышении. Это имеет духовный смысл. Потому что прийти в Иерусалим на Пасху, на Пятидесятницу или в другой праздник означало прийти туда на встречу с Богом, для того, чтобы принести жертву за свои грехи, для того, чтобы очиститься за то время, которое ты отсутствовал. Поэтому это очень важный глагол – «восходить в Иерусалим». И вот, Матерь Божия и Иосиф приходят в Иерусалимский Храм для того, чтобы совершить завершение своего очищения. Хотя Богородица в нём не нуждалась, потому что рождение Богомладенца свершилось чудесным образом. Но они пришли представить Новорожденного перед Господом, «как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна был посвящен Господу, чтобы принести в жертву по реченному в законе Господнем две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2, 23-24). Сейчас это невозможно представить – что родители относятся к детям, как к Божиему дару. И свой первый дар они посвящают Богу и обещают Ему, что они потрудятся для того, чтобы этот дар приумножить. Потому что каждый младенец – это существо чистое. И кто хоть раз это ощущал, он не может забыть, что рождение младенца в семье всегда воспринимается как послание небес. Ведь совсем недавно его не было, а теперь он не только есть, он наполняет собой всё пространство. И он заявляет о себе в такой полный голос, что слышит не только весь дом, но и все соседи. Он кричит о том, кто здесь главный. А главный здесь Бог, от Которого он пришёл. Задача родителей заключается в том, чтобы этого младенца вернуть Богу приумноженным, потому что это самый драгоценный дар от Бога. Господь повелел в притче о талантах не зарывать этот дар в землю. Каждый по силе своего ума, возможностей, талантов, и как сейчас модно говорить, ресурсов должен что-то преподать этому дитяти, чтобы тот не просто сохранил свою божественность, но ещё и приумножил её. Тогда это посвящение реализуется. В Церкви это Посвящение Богу осуществляется через Святое Крещение, в котором либо сам человек, если он уже сознателен, либо его крёстные за него отрекаются от диавола и поклоняются Христу Богу нашему, обещая сохранить Ему верность до конца своих дней. В Древней Церкви даже был обычай хоронить человека, крещённого во взрослом возрасте, в рубашке, в которой он был при Крещении, в знак того, что чистоту, которую он получил в Святом Крещении, он сохранил до своей смерти. То есть посвящение Богу осуществилось. Сейчас, конечно, всё не так для большинства детей, даже которые здесь у нас были на службе, и по виду у нас усердно молятся. Пройдёт несколько лет, и они напрочь забудут и Церковь, и Бога и всё то, чему их учили. А в их душу войдут соблазны этого века, они захотят иметь то, что имеют все, захотят питаться тем, чем питаются все. Пребывать в церкви им станет скучно, как тем мальчикам и девочкам, которые всю службу пропрыгали вокруг окон, потому что бегать по снегу и произносить какие-то непотребные слова – для них радость. Это для них бытие. А пролитая на Кресте Кровь за них, их совершенно не интересует и абсолютно их не трогает. Поэтому наше посвящение и наше усилие не приносят того результата, которое мы бы хотели иметь.
Очень многие с этим вопросом приходят к священнику. Спрашивают, что делать, как будто есть некий алгоритм, следуя которому мы достигнем искомого. Нет. Мы можем это осуществить только все вместе. Когда весь народ создаст такую жизнь в эфирном пространстве, на улице, в школе, в литературе, которая будет христианской, как это ещё было совсем недавно, несколько веков назад, когда всё говорило о Христе. Литературы, поэзии вне Христа не было. И музыки вне Церкви не было. И ничего, что противно Христу, не было. Люди были простые и воспитывались только на тех текстах, которые учили о Христе. И ничего другого не было. А если появлялась какая-то ересь, люди настолько ужасались и так пугались, что старались носителей этих всех учений сжечь на кострах. Если в доме заводится плесень, её облучают разными лампами, чтобы полностью вывести, потому что это – яд. Состязаться в этом смысле невозможно. Совершенно понятно, что сейчас это сделать невозможно. Невозможно некогда развратившись, опять стать целомудренным. Можно перестать грешить, но целомудренным вновь уже не станешь никогда. Это невозможно, как из старика сделаться младенцем. Поэтому у нас очень сложная задача. Мы внутри прихода или семьи должны создать такую атмосферу, чтобы она была хотя бы для кого-то из наших детей и внуков более привлекательна, чем то, что они видят за порогом. Важно сделать благодать Божию для человека более привлекательной, чем грех. Другого пути нет. Человек служит только тому, что он любит. А что в семье? Есть ли хотя бы одна семья или две, где все члены этой семьи в этом смысле единомышленники?
Я как-то вам рассказывал, о том, что много лет назад видал в деревне сцену, как детки играют в «дочки-матери». Распределяют они роли, кто папа, кто мама, кто старший сын, кто дедушка, а я за ними издали наблюдаю. Девочка, которая была «мамой» говорит: «Мы пошли в церковь», и направляется в часовню. А старший мальчик, который в этой игре был папой, говорит: «Я не пойду. Я же папа». Из всей семьи папа не ходил. Ребёнок чётко усвоил, что если ты папа, ты в церковь не идёшь. Я этот эпизод вспомнил, потому что сегодня одна женщина мне рассказала похожую историю про свою семью. Папа не ходит в храм, и старшие мальчики не хотят. Они просто не понимают, почему они должны идти, если папа не идет. Папа курит, а почему нам нельзя курить? Ребёнок это понять не может. Почему надо, если вы сами не делаете. Более того, вы можете всё делать, но дядя Вася не делает, и это на ребёнка влияет. Мама не пользуется косметикой, а все учителя в школе пользуются. Да ещё делают это настолько вульгарно и безобразно, как будто они не учительницы, а «бабы Нели на панели».
Однажды я пришёл в одну школу и меня встречает директор. На ней был такой наряд, что хоть стой, хоть падай. Я устоял, не упал, но за стул стал держаться. Это директор школы… Какие-то стереотипы сложились в детстве, как должен выглядеть директор, как учитель. А это вообще – оторви и брось. Но потом так вышло, что определённые интриги вытеснили её из этой школы, и я этому был даже рад. Потому что источник уничтожения вкуса детей был изъят из школы.
Так что наша задача может быть разрешима труднейшим образом в уникальных случаях.
Вот в такое время мы пришли на эту землю, чтобы жить, рожать и воспитывать детей. Но подобное время было и тогда, две тысячи лет назад. Потому что единственным христианином на этой Земле был Богомладенец Христос. Если нам тяжело, можно представить, как было тяжело Ему.
И вот, встретил Его старец Симеон, «праведный и благочестивый человек, чающий утехи Израилевой; и Дух Святый был на нем» (Лк. 2, 25). В чём же была эта утеха? Чем Израиль должен был утешиться? Тем, что, наконец, пришёл Мессия. Тот, Которого ждали полторы тысячи лет. А лучше сказать, ещё дольше, со времён Адама. Ещё самая первая человеческая семья ждала Искупителя. И вот Он появился. Утеха Израилева. А Израиль кричит: «Распни, распни Его». Они не приняли эту утеху. Как не принимают Христа и наши дети. Им гораздо веселей бегать вокруг храма по снегу. Вместо слов молитв произносить матерщину. Вместо того чтобы воспитывать в себе то, что свято и благородно, всё наоборот. Их утешают всякие гнусные вещи.
После того как старец Симеон сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 29-32), язычники потихоньку стали просвещаться. Дошло это просвещение и до нас – до славян. Мы были одними из последних. Хотя просвещение шло и дальше. В XIX веке оно дошло до Японии, и до наших камчадалов, и народов Cевера и Дальнего Востока. Этот процесс шёл долго. 900 лет.
«Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…» (Лк. 2, 33-34).
Вот две тысячи лет уже Христос есть предмет пререканий. Люди пререкаются, противоречат друг другу. Одни говорят, что это мифический персонаж. Другие говорят, что Он есть Сын Божий, сошедший с небес. А третьи говорят, что был такой великий человек, но всё то божественное, о чём так много говорят, люди придумали сами. Хотя трудно придумать, что если тебя ударят в правую щёку, поставь другую, в надежде, что люди этому последуют. Чтобы у тебя было больше последователей, гораздо лучше сказать, что если тебя ударили в правую щёку, сбей обидчика на землю и бей ногами, пока он не испустит дух. Тогда за тобой пойдут сотни тысяч. Это придумать нельзя. Это Слово Божие. А почему же люди пререкаются? Почему одни люди идут за Христом, и таких всегда меньшинство, а другие идут против Него? С чем это связано? Это зависит только от того, насколько душа человека отдалена от источника своего существования – Бога. Каждый человек создан Богом. Нет людей, которые не созданы Богом. Но в результате соблазнов, дурного воспитания, окружающей среды люди постепенно входят во вкус зла. Со времён Адама в нас есть удобопреклонность ко греху. Что заставляет десятилетних мальчиков начинать курить? Ни один из них никогда не испытывал от этого удовольствия. Вот эта удобопреклонность ко греху и заставляет. Потому что всех юных курильщиков влечёт к этому зависть. Ни один мальчик не согласен с тем, что ему десять лет. Он всё время хочет быть старше. А старшие все курят. Это самый простой способ, чтобы быть как все. А быть как все – как раз, иметь то, чего нет у тебя. А зависть в сердце дитяти ещё с младенчества. А уже потом сам наркотик завладевает разумом человека, и он оказывается в этих сетях, как маленькая птичка, и выбраться оттуда не может. И так с любым грехом. Только если вокруг совершенно другие люди, для которых всякие греховные навыки ценности не представляют, а представляют ценность сами люди, их отношение друг к другу, тогда дети, может быть, с известной степенью вероятности это выберут. Христос пришёл на «падение и на восстание многих в Израиле» (Лк. 2, 34). Он пришёл, как и обещал, к Своему народу. Как этот народ был создан? Он создан был из веры Авраама. Авраам был старый человек, а Господь ему сказал: «От тебя произойдет большой народ». И он вопреки всему поверил. А потом, когда родился сын, Господь повелел принести его в жертву. Авраам не стал спрашивать: «А как же народ обещанный? Если я этого ребёнка убью сам, то что тогда останется?» Он не стал спорить с Богом. По слову Бога повёл ребёнка на гору, взял нож, взял вязанку дров для того, чтобы жертвенный костер развести, и уже даже занёс нож. Господь ждал, испытывал веру. И в момент, когда Авраам занёс нож, Ангел остановил его руку, и на месте сыночка оказался ягнёнок. Богу, конечно, неугодны вообще никакие жертвы, человеческие тем более. Наш Бог – Бог любви. И произошёл народ, который выжил среди полного языческого окружения, где верили и в деревяшки, и в камушки, и в железки серебряные и золотые. Как и сейчас. На православных торговых точках, где продают иконы и свечки, мне сказали, что народ у нас спрашивает разные обереги. Кому камушек на шею повесить, кому ещё что. Лучше уж жернов тогда на шею повесить и в воду сразу, а то крещёные люди пребывают во тьме язычества. Ничего тут не сделаешь. Люди у нас совершенно потеряны. Они верят в любой бред. Но никак не в Иисуса Христа Господа нашего. А почему так? Да потому что люди находятся в бреду. Когда они слышат бред про созвездия или про какую-то энергетику, им это кажется родным и понятным. А как «любите враги ваша и благословляйте проклинающих вас», им непонятно. А что-либо читать они не в состоянии. Максимум, что они могут прочитать – «21 час программа «Время», 21-40 – футбол», ну и, может быть, какой там у нас курс доллара, евро и йены. И всё, дальше буковки не складываются в слова, а уж о понимании смысла и речи нет. Поэтому человек согласен делать что угодно, согласен ехать к любому шарлатану на Алтай, на Дальний Восток… Недавно мне одна раба Божия прислала письмо, рассказала о проблемах с сыном. Живёт в Прибалтике, но хочет сюда в Москву приехать, чтобы я ей сказал, что ей делать с сыном. Это тоже из области бреда. Ведь в Писании написано, что делать. Но человек согласен платить деньги, куда-то незнамо куда ехать, отпрашиваться с работы, говорить неизвестно с кем, надеясь на то, что ему что-то скажут, где-то поколдуют, и всё – опа! – и изменится. Нет. Может быть, уже никогда не изменится, потому что воспитывать дитя нужно начинать до того, как оно родилось. Это воспитание начинает реализовываться с того, что выбирают супруга. Долго, по уже известным критериям. И то, возможны, ошибки. Но исследуют человека до тех пор, пока все критерии совпадут. С этого всё начинается. А не так, что «всё, любовь, замуж, всё». Это на три месяца. Если осилят два года, и то, слава Богу. А потом всё кончается, ведь один ждёт одного, другой – другого. Один так воспитан, другой – иначе, и начинается… Слёзы. С утра до вечера. И ночью. Поэтому Господь сказал через старца Симеона, что пререкания всегда будут. Одни люди Христа приемлют, а другие Его отвергают.
А сегодня памятный для Церкви день, потому что произошло это удивительное событие. В действиях старца Симеона мы усматриваем, как переходит эстафета от Ветхого Завета к Новому. Всё самое лучшее, что было в этом благочестивом старце, все лучшее, что мог воспитать Ветхий Завет, всё переходит к Младенцу Христу. Всё, что было в Ветхом Завете – была подготовка к приходу в мир Христа. И как прекрасно, что это событие состоялось в храме, куда пришла Дева Богородица с Иосифом. Это очень естественно, ведь именно в храме происходит встреча человека и Бога. И как замечательно, что мы все сегодня сюда пришли. Я надеюсь, что для каждого из нас эта встреча сегодня произошла. Сегодня нас чуть меньше, чем собирается по воскресеньям. Но нас всё равно много, и это очень радостно. Нас гораздо больше, чем было апостолов. Значит, в мире ещё есть люди, которым Христос зачем-то нужен, которые лицом повернулись к Нему и, может быть, захотят за Ним идти.