На праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 2013 г.

На праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 2013 г.

Когда Господь, благовествуя Евангелие, говорил «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Мф. 5, 40 ), он тем самым задавал для своих апостолов и всех христиан самую высшую планку духовного развития. Для большинства людей на земле это невозможно. Почему? Ну, во-первых, жалко. А, во-вторых, человек, к сожалению, не имеет достаточной любви и сострадания. Но понятно, что Богу угодно самое высшее проявление милосердия и сострадания. Так и на горе Фавор Господь показал апостолам, что уготовано каждому христианину. В Иисусе Христе было показано Сияние Славы Божества, которое для всех. Но, конечно, не каждый человек сможет этого сподобиться по своим грехам. Но каждый человек может в свою меру стремиться к преображению своей жизни. Это преображение начинается уже в детстве (у тех, кому посчастливилось родиться в христианской семье) с воспитания. Вот, например, если взять двух котят и поставить перед ними одну миску молока, то тот, кто посильнее, бросится к миске, будет отталкивать того, кто послабее, и лакать своё молоко. А у христианина не так. Он должен научиться тому, что если ты посильнее, ты должен уступить слабому, а когда тот насытится – съесть то, что останется. Когда мы наблюдаем за драками, поддразниванием детей, их злобным друг к другу отношением, смехом над падшими, мы видим, что они обыкновенные звери, хотя у них есть разум. Они даже могут говорить, но страшно послушать, что они говорят. Задача взрослых христиан – научить детей каким-то очень простым христианским вещам. И с этого момента начинается преображение, которое заключается в том, чтобы не говорить слов, для христиан не приличных, не совершать поступков, для христиан не возможных. А потом приходим к тому, чтобы не иметь в голове нехристианских мыслей и чувств – зависти, злобы, раздражительности, осуждения. Ведь большинство людей живут в аду, потому что в душе, в сердце, в голове постоянное осуждение, постоянная обида, зависть, даже сквернословие. Иногда человек стесняется, а некоторые уже даже не стесняются и при детях нецензурно выражаются. Конечно, в этой ситуации нет никакого преображения, оно невозможно. Всё начинается с малого. Как Господь сказал: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10), и это возможно, если человек мало-помалу будет двигаться к христианскому совершенству, которое заключается в том, чтобы во всём удерживаться от того, что нехорошо, и всё время понуждать себя на то, чтобы сделать лучше. Не можешь отдать верхнюю одежду – ну отдай рубашку, жалко рубашку – отдай майку, жалко майку – дай денег на носовой платок, жалко денег на носовой платок – дай на коробок спичек. И так, от коробочка к коробочку, сердце будет расширяться, и Господь сможет через тебя делать добрые дела. Богу нужны труженики на ниве Христовой, на ниве милосердия и добра, на ниве преображения этого мира, которое происходит через людей. Чем больше будет людей с христианскими чувствами, мыслями, словами и поступками, тем легче и богаче будет жизнь.

Огромные средства тратятся на вооружение. Для чего? Чтобы люди эффективнее друг друга убивали – не тысячами, а миллионами. Нужно огромное количество полиции, которая еле-еле удерживает порядок. У неё не хватает сил раскрывать все преступления, это нереально, потому что их такое количество... Нужно строить тюрьмы, а вместо этого можно было бы строить дома и раздавать бесплатные квартиры. Если бы не было преступности, то не нужны были бы и тюрьмы. А что такое тюрьма? Тюрьма – это бесплатный дом, бесплатное питание для огромных, здоровых мужиков, которые могли бы иметь семьи, воспитывать детей. А сколько денег нужно на охрану! Но это только тюрьма. А суды? Два брата не могут договориться – суд. Адвокаты, судьи, судебные приставы, здание суда, уборщицы, электричество... И всё это тратится абсолютно впустую. На эти деньги можно не только на Преображение персики есть, а круглый год; всё завалить и едой, и прекрасной одеждой!.. Наше отступление от Бога очень дорого обходится, чрезвычайно дорого. Люди занимаются какой-то бессмыслицей. Христос предлагает очень простой путь. Если бы все люди были лучше и добрее друг к другу, не пытались бы друг друга обобрать и жили бы не как звери в джунглях... Хотя звери в джунглях для нас, людей, есть некий идеал, потому что человек, конечно, живёт гораздо хуже всякого зверя. Тигр тигра не убивает, например. Он убивает других животных, которые Богом даны ему для еды. Только человек убивает себе подобных. И ещё свинья, специально выведенное животное, если голодна, может сожрать своих поросят. И человек. Во всём мире мамы с благословения пап уничтожают собственных детей. Им кажется, что они голодны, а ребёнок, из-за баночки детского питания, превратит их в нищих, поэтому его надо обязательно убить.

Господь дал человеку разум не для того, чтобы он изобретал какие-нибудь особенные бомбы, особенные танки, снаряды, ракеты, а для того, чтобы эту землю превратить в Рай. Вот для чего Господь создал и Землю, и человека. Человек, к сожалению, пошёл по пути греха и даже ту землю, которая ему дана, превратил в страшную помойную яму. Люди используют свой разум для превращения земли в помойку, еды – в продукты отравы, семейной жизни, которая дана для того, чтобы человек возрастал в любви (школа любви: сначала люди друг другу понравились, потом соединились вместе, начали подвиг семейной жизни, а лет через двадцать-двадцать пять достигли совершенной любви), – в ад, в котором люди едят друг друга заживо на глазах у собственных детей. Тоже бессмысленные расходы, потому что на это тратится и без того очень короткая жизнь.

И вот Господь показывает нам: человек, ты посмотри на свою жизнь, а теперь посмотри на то, что тебе было уготовано (то, что Бог показал своим самым лучшим, близким ученикам на горе Фавор), и сравни, что ты, бедный человек, выбрал. Но каждый человек в любую минуту своей жизни, на любом этапе своей жизни, даже если ему очень много лет, может опять вернуться к Богу. Этот возврат к Богу называется покаянием. Ведь очень многие думают, что покаяние заключается в том, что надо на исповеди сказать: «Дразнился, обижался, говорил скверные слова, не слушался маму». Нет, какое же это покаяние, если на следующей исповеди опять будет «дразнился, обижался, говорил скверные слова, не слушался маму-папу, обманывал». Это что, покаяние? Нет. Покаяние – это возвращение к Богу, когда человек понимает и откладывает то, что плохо, и начинает вместо этого творить то, что хорошо. Конечно, в той мере, в которой он может, потому что большинство людей во всей полноте не понимают, что такое « хорошо» и что такое «плохо». Часто выбирают зло, но думают, что они делают добро. Такая шизофрения – это как раз следствие греха. Это называется «умопомрачение». Человек превращает свою жизнь в ад и думает, что это хорошо. А жизнь-то идёт.

Хотя у меня был такой случай. Я имел счастье наблюдать, как человек в девяносто с лишним лет вернулся к Богу, покаялся и полностью переменил свою жизнь. Казалось бы, уж в девяносто лет кое-кого только могила может исправить! Нет, стал в церковь сначала ходить, потом уже его внучок привозил, а уже когда не смог ездить, я его на дому причащал. Он всегда причащался со слезами, каялся перед Богом и всю свою длинную жизнь оплакивал. Хотя многое из того, что было, не исправить никогда, но он хотя бы отошёл ко Господу совершенно в другом состоянии. Всегда лучше умереть в плаче о своих грехах, чем в таком устроении как будто ты баба-яга: в злобе на весь мир, в состоянии судов над ближними и прочее, и прочее. Из-за этого человек теряет всё, разоряет всего себя и прежде всего, что особенно жалко, свою собственную душу. Денег хоть и жалко, но это, в общем, не так страшно; здоровья хоть и жалко, но всё равно умрём, какими бы здоровыми ни были. А вот душа, вечная душа, если повредится, – как Господь сказал: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36) – жизнь превращается не в бессмыслицу, а в собственное отрицание, то есть в полную противоположность. Ведь все люди, с тех пор как Адам был изгнан из Рая, стремятся к счастью, а в конце жизни приходят к полному несчастью и разорению. Какой смысл тогда жить? Вся жизнь перечёркивается, она никому не нужна.

Вот Господь нам предлагает христианство – путь преображения нашей жизни, которое начинается с преображения ума. Сначала надо понять: что хочет от меня Бог? Если мы это поймём раз и навсегда, то тогда есть у нас смысл. Без этого понимания ничего невозможно. Невозможно. Некоторые спрашивают: «А как же животные? Они такие хорошие, добрые». Они хорошие, добрые... Ещё более хороший и добрый — осветительный столб. Если кот хоть может оцарапать, то столб, который освещает тебе тротуар, делает исключительно доброе дело. Но Царствие Божие он не наследует, потому что он должен понять, что нужно от него Богу, а у него такой заботы нет. Спасение заключается в том, чтобы соединиться с Богом и начать совместную жизнь – Бога и твою, вместе. А соединению этому предшествует преображение собственной жизни. И начинать его нужно только самому. И вот это начало, продолжение и завершение изменения – и есть процесс покаяния.


Наверх