На Праздник Богоявления. «Явися Спас, благодать и истина во струях Иорданских..."

На Праздник Богоявления. «Явися Спас, благодать и истина во струях Иорданских..."

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Явися Спас, благодать и истина во струях Иорданских, и сущия во тьме и сени спящие просветил есть: ибо прииде и явися свет неприступный».
(Светилен праздника)

Дорогие мои, нынешний праздник – явления благодати и истины на земле, именуется двояко: Богоявлением и Крещением Господним. Богоявлением называют сей день потому, что именно в этот день впервые ясно явила Себя людям Животворящая Троица-Бог – Отец, и Сын, и Дух Святой; крещением потому, что в нынешний день Господь наш Иисус Христос, выходя на великое служение человечеству, крестился от Иоанна в водах Иорданских. В этот день глас Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих», прозвучавший над святой землей, утвердил мессианское достоинство Христа; а схождением Духа Святаго в виде голубя указывалось Иоанну Крестителю (Ин. 1, 32–34), что именно Сей из числа множества крещающихся и есть Сын Божий.

Писание повествует: «трепеташе рука крестителева, егда пречистому верху коснуся» ибо «не навык крещати безгрешного». «Во имя же чие Тя крещу – недоуменно восклицает Иоанн – Отца; но Того носиши в Себе, Сына; но Сам еси воплотивыйся, Духа Святаго; и сего веси даяти верным усты?»

Так во имя кого же и для чего крестился безгрешный Иисус Христос един от Святой Троицы? Не мог Творец видеть «от диавола мучима рода человеча, преклонив небеса сходит» на землю. Крещение во имя Божественной любви к Своему творению стало вторым актом Христова спасительного подвига в деле домостроительства Божия. Своим крещением Иисус Христос даровал человечеству второе рождение выше естественного, приоткрыл вход в Царство Небесное в радость вечной жизни. Иоанн крестил приходящих к нему в образ покаяния и в напоминание об обещанном израильтянам Мессии. Он и свидетельствовал: «Я крещу вас в воде покаяния, но Идущий за мною сильнее меня: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11).

Крещение Иоанново коренным образом отличалось от христианского таинства крещения. Это был обряд, видимый знак веры, что кающийся через исповедание своих грехов и погружение во Иорданские воды ожидал будущего Царства Мессии. И позднее апостол Павел повторно совершал таинство крещения по новозаветному установлению над погруженными Иоанном ради дарования им Святого Духа (Деян. 9).

Что же принес миру в таинстве Своего крещения Иисус Христос? «Днесь небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан… да очистит мир от лести вражия… очищение роду человеческому дарует», – так отвечает нам на наш вопрос Святая Церковь. Сын Божий, умалившись до «рабиего зрака», как сын человеческий крестился во имя Святой Троицы, чтобы усыновить человека Богу и даровать ему Святаго Духа – залог и силу к свершению подвига спасения. «Явися благодать Божия спасительная всем человекам».

После Голгофской жертвы Спасителя, когда искупление было совершено, когда Господь кровью стяжал Себе Церковь, стало возможным очищение от прародительского греха и от власти сатаны и всех темных сил, гнездящихся не только в бездушной твари, но и в самом человеке. Спаситель на протяжении всего Своего проповеднического пути всегда и во всем подавал людям пример собственной жизнью. «Образ дах вам, да яко же Аз сотворих и вы творите такожде» (Ин. 13, 15). «Аще кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12, 26). И Святая Церковь, бережно сохраняя все заповеданное Христом, храня и память о Его крещении, до сих пор совершает крещение через троекратное погружение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. 28, 12).

На вопрос, для чего же крестился Сам Христос, есть ответ в Писании. Прежде всего, для того, чтобы исполнить всякую правду Божию (Мф. 3, 15). Послушный воле Божией, как иудей, Он по всей строгости исполнял закон, данный Богом через пророков. «Не приидох разорити закон, но исполнити» (Мф. 5, 17), говорит Он о Себе. Осьмодневным младенцем терпит обрезание, сорокадневным приносится в храм. Основатель Царства благодати, как святой и чистый, не нуждаясь ни в каких символических знаках и обрядах, входит в крещенские воды, чтобы силою Своего Божества принять на Себя грехи и неправды всего мира, вознести их на Крест с плотью Своею и раздрать их рукописание. Крестившись, Он оставил завет на все времена для тех, кто пойдет за Ним по пути Им начертанному: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин. 3, 5). «Водою бо и Духом сынове родишася Церкви».

В службе на сей праздник говорится еще, что Христос приемлет крещение, чтобы освятить и всю неодушевленную природу, положить начало освобождению и ее от власти князя тьмы. Природа, вышедшая из рук Творца, до грехопадения человека была прекрасна, «добра зело» (Быт. 1, 31). Не было вражды между царством животных и людей, болезней и всяких нестроений. Но грехопадением осквернился сам человек, а с ним повредилась и природа, вошло в мир наказание – проклятие Божие. Господь сказал преступнику: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб». И Господь начинает Свое общественное служение и искупительный подвиг с освящения водного естества, которое станет крещальной купелью человечества, омывающей грехи. Вот какой глубочайший смысл имеет крещение Господа Иисуса Христа и таинство нашего крещения. И по сие время совершается освящение вод в навечерие праздника и в сам праздник.

Но возникает вопрос, почему великое освящение вод совершается ежегодно, разве недостаточно было бы единожды и навсегда освятить их? Дорогие мои, причина эта кроется в нас. Мы по немощи человеческой постоянно оскверняем себя грехами и всяческими беззакониями, и вместе с нами страдает и природа. Поэтому-то все земное паки и паки нуждается в обновлении и освящении. В древности так глубоко чтили сей праздник, что и крещение оглашенных приурочивали к этому дню, совершая его в полночь.

В этот праздник сошествием Святого Духа водное естество освящается во всех водоемах и реках, подобно тому, как ежегодно благодатным огнем сходит Божие благословение на гроб Господень в преблагословенную субботу. Называется крещенская вода великой агиасмой – великой святыней – в отличие от воды малого освящения. Окропление крещенской водой и употребление ее с верой освящает «прикасающихся ей и пиющих ее», врачуя болезни душевные и телесные.

Будем, дорогие мои, заботиться так же и о детях наших, не оставляя их без крещения по ложной мысли, что крестятся сами, когда придут в сознание. Если Господь в Старом Завете повелел совершать обрезание ребенка осьмодневного, а в Новом Завете заменил обрезание Святым крещением, то как же противиться воле Божией? Надо нам, взрослым, сознавать, что человек, как в беззакониях зачатый и во грехах рожденный, пребывает во власти духа лукавого и нечистого. И ребенок некрещеный долго будет творить волю того, под чьей властью пребывает. А мы, воспитывая младенца, вынуждены будем бороться с силой, победить которую сами заведомо не можем.

Господь же по милосердию Своему дает и младенцам несмысленным спасение по вере их восприемников, свидетельствуемой у купели крещения. Но крестные должны постоянно заботиться о спасении своего духовного чада, ибо обеты, принесенные Богу за младенца, взыщутся с них. Крещение младенцев в Святой Церкви ведет начало со времен апостольских. Посему, дорогие, не будем дерзостно применять волю Божию о сем на свою грешную и неразумную.

Мы все слышали сегодня слова великого обетования: «Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Это, дорогие наши, и есть величайший смысл праздника. «О чудесе! Во струи одевается Иорданския Господь… нам Собою устрояяй порождение». Все крестившиеся возрождаются к новой жизни, становятся новой тварью, сродниками Христу и сынами Божиими. Будем же дорожить и помнить о великой любви Бога к нам, и беречь обеты, взятые при крещении. Страшно после крещения возвращаться на бездумно грешное житие, оскорбляя тем Духа Святого и любовь Божию. «Днесь Христос на Иордан прииде креститися, днесь Иоанн касается верху Владычню. Силы небесные ужасаются, преславное видяще таинство. Море виде и побеже, Иордан видев возвратися. Мы же просвещеся вопием: “Слава явльшемуся Богу и на земле виденному и просветившему мир!”».

Аминь.

Наверх