На неделю Всех Святых. 2013 г.

Сегодня завершающий день пентекостального цикла литургического, и этот день посвящён памяти всех святых. Это очень важный день, через который Святая Церковь показывает нам, к чему каждый крещёный человек должен прийти в результате своей жизни. Крещёных у нас в стране более ста миллионов человек, но из них очень маленькая часть представляет себе, в чём заключается смысл жизни. И вот, такая дезориентация приводит к очень большим страданиям людей и потере этого смысла, что и делает жизнь бессмысленной, а человек как духовное существо, естественно, от этого страдает. Одни говорят: «У меня смысл – в работе», а другие говорят: «Смысл в моём ребёнке», а третьи находят ещё какую-нибудь прекрасную цель. И когда в один прекрасный день его выгоняют с работы, хоть в петлю лезь. Хотя, Господи помилуй, из-за чего тут вообще расстраиваться? Потому что не может работа быть смыслом жизни, её какой-то целью и так далее. Или смысл жизни в каких-то научных открытиях. Вот Ландау попал в автомобильную катастрофу и лишился возможностей своего гениального мозга. И что теперь, в петлю что ли? Да нет. Смысл жизни не может быть в науки. Смысл не может быть в детях. Потому что дети могут умереть, детей могут отобрать, детей могут убить, дети могут погибнуть под трамваем или от ножа в подъезде. И что? Из-за этого смысл жизни уходит? Нет.

Смысл жизни в том, чтобы достичь Бога. Достичь Царствия Небесного, которое выражается в том, что Святый Дух, который сошёл на Церковь в 33 году нашей новой христианской эры (это мы неделю назад праздновали) вошёл в моё сердце. Потому что каждый человек в своей жизни управляем обычно своими страстями. Особенно видно это у детей: каждый ребёнок либо чего-то очень хочет, либо чего-нибудь очень не хочет. Это всё проявление его страстной природы. А тот человек, который уверовал во Христа Спасителя (а Спасителя от чего – от страстей), он приходит к тому, что жизнь направляет на исполнение заповедей Христовых. Они его приводят последовательно к тому, что Дух Святый войдёт в его сердце, и он управляется уже не «хочу», «не хочу», а только одним: а угодно ли это Богу? Потому что если это будет угодно Богу, тогда Господь Дух Святый мне в этом поможет, а если это не угодно Богу, тогда Дух Святый меня покинет, и смысл жизни теряется. Чаще всего мы на исповеди каемся в том, что осуждаем наших ближних за их какие-то заведомо неправильные действия. Но ведь один грешник не может осуждать другого грешника. Почему? Не только потому, что это нехорошо. А это действительно нехорошо, потому что это всё равно что хромой показывает пальцем на кривого и говорит: «Смотри, кривой!» Ну хорошо, а ты? А ты хромой. Экая разница! Он инвалид, и ты инвалид. Вы должны друг друга поддерживать. Хромой кривому должен путь указывать, а кривой поддерживать хромого, чтобы он не оступился, ему со своей хромотой тяжело ходить. Нужно не осуждать друг друга, а помогать. Вот это будет по-христиански.

И вот как преобразить жизнь, чтобы она протекала по-христиански. Для этого Христос Спаситель дал заповеди. Заповеди, как Он Сам сказал, не тяжкие, но они необходимы, чтобы нас как-то сориентировать. А потом уже мы будем жить так, как будто эти заповеди не просто в виде какого-то императива заданы, а это уже само сердце наше будет выбирать тот поступок, который будет согласен с волей Божией. И тогда, когда Господь Святый Дух, видя, что мы хотим совершить то, что согласно с Его волей, Он нам в этом помогает. А если видит, что нет на это воли, Он отступает. С Божественной точки зрения бессмысленна жизнь человека, если она прошла без того, чтобы согласовывать свою волю с волей Божией. А так весь мир, который вокруг нас, создан Богом, и более того, мы сами созданы Его Словом и по Его закону, то чтобы жить гармонично, что на человеческом языке называется «счастливо», мы должны быть в согласовании. Сейчас жарко – можно выпить воды, полегче будет. Почему? Нас Господь так устроил, что мы на 75 процентов состоим из воды. В жару у нас вода испаряется, если мы пьём воду, то нам как биологическому организму становится легче. А давайте заменим воду синильной кислотой. Вместо стакана воды полстакана синильной кислоты. И через 15 минут – труп. Почему? Ну, нарушен закон Божий. Мы же не из кислоты состоим, не кислота из нас испаряется. Поэтому тот, кто живёт против закона Божия, тот быстренько превращается в труп.

Заповеди даны не для того, чтобы нас как-то замучить. Как маленькие дети рассуждают: родители нужны только для того, чтобы заставлять игрушки собирать. Он просто не видит, что его кормят, поют, одевают, лечат и так далее. Даже беспокоятся, если на улице холодно, так ли он одет, потому что так он выбежит безо всего, без шапки, а потом воспаление лёгких, а потом – та же самая смерть, если его не лечить антибиотиками. А это всё мама должна хлопотать. Потому что он больше никому на свете не нужен. Убежал он, пропал – это вообще никого не волнует: ни милицию, ни Минздрав. Только маме и нужен. А он думает, что мама только для того, чтобы не давать играть в полпервого в кубики: «вот она вечно пристаёт, вот надо всё убирать, вот мы только начали, а вот опять надо всё убирать», и так далее. А почему? Да потому что он глупый.

И так каждый человек. Он эту свою глупость, несуразность сохраняет до старости. Пришёл в мир Спаситель и сказал, как спастись, а человек вместо того, чтобы спасаться, он себя только губит, губит, губит. Сам мучается от этого, страдает… А путь предначертан и указан даже в богослужении: завершается вот этот цикл, наш взор обращён на святых людей. Почти в каждом языке есть слово, обозначающее святость. И в каждом народе (даже не зависимо, какой религии эти народы) можно отметить этих людей. Что их отличает от всех остальных? Во-первых, они не похожи. Не похожи не внешне. Хотя, обычно так бывает, что немножко и внешне. Потому что у обычного человека морда угрюмая, он вечно недоволен, он вечно всё осуждает, ему вечно всего мало, он брюзжит, он всегда говорит «я, я, я, я». А вот те люди, которых почитают за святых, вообще никогда не говорят «я», они никого не осуждают, у них лица всегда веселы, они счастливые люди, потому что у них полная гармония с Богом, с миром, с людьми, они всё прекрасно понимают. Вот, допустим, святого человека кто обокрал: он не рвёт на себе волосы, не проклинает, он же очень хорошо понимает, что раз есть заповедь «не укради», некоторые люди воруют. И вот, так случилось, что ты нарвался на такого. Что тут вообще нового под луной? Один человек обокрал другого. Экая невидаль! Слава Богу, что не убил, а и такое бывает. Абсолютно ни за что.

И вот, Христос пришёл, чтобы в мире властвовал не закон этого хаоса, разрухи, злобы, а чтобы часть людей, которая не хочет жить по этому закону, пошла бы за Христом к святости. Но это не значит, что с этого момента у них и денег будет достаточно, и здоровье будет хорошее, нет. Все те же трудности, как у всех остальных людей на земле, будут. Но появляется смысл, во имя чего это делать. Потому что, конечно, мы все заболеем, мы все умрём, все предстанем на Суд Божий, и очень важно, как мы прожили эту жизнь, к чему мы в конечном итоге пришли, чего мы достигли. И вот, с точки зрения Божества, самое главное, чего мы должны достигнуть, это святости. Святость – это не наше природное свойство. Оно было таким в Адаме, но Адам согрешил, и лишился всего. И нам это вновь, как преподобный Серафим говорил, нужно стяжать, чтоб опять благодать Божия к нам пришла. А благодать Божия нас преображает: мы из жадных делаемся щедрыми, из раздражительных превращаемся в терпеливых, из гневливых – в кротких, из сребролюбивых, наоборот, в готовых другому человеку помочь. В этом есть смысл жизни, а не в том, чтобы что-то приобрести себе, потому что что бы ты ни приобрёл, это всё останется на земле. А кем ты станешь. Вот в результате жизни кем ты стал, это богатство с тобой уйдёт в мир иной. А что ты наберёшь тут, какую-то славу, известность – это всё останется здесь. Я как-то вам рассказывал, один мой друг, он уже умер давным-давно, умер он уже священником, монахом, он был литератором даже, кончил Литературный институт. И однажды ему приснился Пушкин Александр Сергеевич. Рассказывает: «Идёт по полю, ветер, у него плащ так развевается. Я остановился в таком остолбенении и говорю: “Александр Сергеевич, если бы Вы знали, какая у Вас на земле слава!” А он так повернулся ко мне горько и отвечает: “А зачем мне теперь эта слава…” И ушёл». Действительно, зачем? На небесах совсем другая слава. И Бог-то хочет, чтобы мы достигли вот этой божественной славы. А не людской: сегодня у тебя слава, ты народный, ты «засушенный», ты весь в орденах… А потом? А ты в доме престарелых, ходишь под себя, ты никому не нужен. И любая техническая сотрудница говорит: «Слышь, ты, бабка! Уйди отсюда!» «Как Вы смеете со мной так разговаривать?! Я такая-то такая-то!» А она говорит: «В гробу я видала твои все достижения». И кому они нужны? Когда ты была молодая и красивая, ты была всем нужна, а сейчас ты не нужна никому. Так что это всё может кончиться ещё и на земле. Они, конечно, силятся всё это как-то продлить, но… Это всё почему? Ненастоящее. Это всё такая бижутерия, это всё не достойно человека. А человека достойно только то, что вечно. Потому что само слово «человек» значит «вечная личность». Чело – это лицо, а век – само по себе понятно, что это значит. «Человек» – это от слова «вечная личность». И вот к этому мы должны стремиться. А к этой вечности мы должны быть приобщены только через Бога. А это осуществляется только посредством благодати. Поэтому святой человек – это не тот, кто самый умный, самый хорошо воспитанный, это не тот, кто самый талантливый, это не тот, кто самый красивый, самый сильный, самый богатый. Это всё перед Богом ничто. А святой человек – это в ком есть Святой Дух. Вот. Вот это цель христианской жизни. Для этого людей и крестят. Смысл того, что мы, Церковь, крестим людей, в том, что мы надеемся, что этот человек, маленький или большой, который пришёл ко крещению, захочет благодати Святаго Духа больше, чем чего-либо, что существует на свете прекрасного. Потому что самые прекрасные вещи земные, к сожалению, временные.

Вот, поэтому прославляем сегодня день Всех Святых, а сегодня у нас у всех день ангела, а это тоже так продумано Церковью – нам, крещёным давать имена святых, чтоб мы на них смотрели, удивлялись и стремились бы им подражать. Это не просто так. Одно дело: «А меня назвали в честь дедушки». Замечательно. «А кто был твой дедушка?» – «А мой дедушка был пьяница», – «Хорошо назвали. Отлично», – «А тебя?» – «А меня – в честь Георгия Победоносца». Немножко различаешь? Для чего тебя назвали? А что бы ты благодатью Божией драконов зла побеждал. Вот это нам хорошо нужно понять.

Наверх