На неделю 35-ю по Пятидесятнице. 3.02.2013 г.
«Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?» (Лк. 18, 35-36). Конечно, каждый нищий знает, где проходят людские потоки. Поэтому место при входе в город, оно такое же удобное, как около метро. Частота появления людей, и в какое время суток – нищим хорошо известна. Всё это изучается, потому что просто так сидеть никому не хочется. А хочется, чтобы это дело приносило те средства, которые необходимы для поддержания жизни. Две тысячи лет тому назад никакого другого способа выжить для слепого человека не было. Только просить милостыню. Потому что никаких таких служб, никаких пенсий для инвалидов в те времена не было (да и быть не могло). Однако, всегда, во все времена были люди, которые нуждались в помощи.
Нас создал Господь Словом Своим (помимо отца с матерью), просто повелев каждому из нас быть. Поэтому, как бы кто из нас глубоко ни заблуждался, по природе своей человеческая душа – христианка. Или, если говорить иначе, природное добро есть в каждом. И в слепце, в том числе. Так вот, он сидел при дороге, ждал.
И вдруг почувствовал, что людской поток увеличился. Тогда он спрашивает: «Что это такое?» Вопрос-то этот весьма закономерный. Слепому было интересно узнать. Ну, народ всегда туда-сюда ходит, а тут чего-то вроде сильно прибавилось. «Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй мя» (Лк. 18, 37-38). Он не стал кричать «Иисус Назорей», а стал кричать «Иисус, Сын Давидов». Почему он это сделал? Дальше мы узнаем ответ. «Шедшие впереди заставляли его молчать» (Лк. 18, 39). Тоже интересно, а им какое дело? Нормальный человек, на работе, он обращается к Тому, Кто идёт, через Которого тут народа прибавилось. Может, он вообще поблагодарить хочет? Но людям всегда до всего есть дело, поэтому постарались, чтобы он замолчал, «но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 39-42).
Какая вера? Его спасла вера христианская. В чём она заключалась для человека, который жил в ту эпоху? Таких людей ещё было немного в Израиле, ну и на всей планете тоже: несколько десятков человек всего лишь. Вера заключалась в том, что он в Иисусе Назорее разглядел Cына Давидова. «Сыном Давидовым», хотя Давид жил несколько сотен лет тому назад, именовался только Один Человек, а именно, Мессия, Божественный Помазанник, Сын Божий. И слепец, не зная, что Христос родился в Вифлееме, городе царя Давида, не ведая, что Его Мать и Его приёмный отец происходят из рода Давидова, – он сердцем почувствовал, что вот Этот Иисус из Назарета, о Котором все вокруг говорят, и есть Сын Божий.
Тогда газет не было, Интернета тоже. Все новости передавались только из уст в уста. Но зато охват был практически стопроцентный: все знали всё. Потому что человек любопытен от природы, ему нужна всё время пища для ума. Грамоту знали только единицы, а книг было настолько мало, что большинство людей никогда в руках их даже не держало. Потому что книга – это вещь драгоценная. Это только издалека поглядеть – и будь доволен. И слепой Христа сердцем узнал. Как же это важно сердцем увидеть Христа! Это самое важное, что может быть с человеком со дня его рождения до смерти: Потому что это видение, говорит апостол Павел, и есть вера. Потому что увидеть это можно только очами веры, что Господь и зафиксировал, «сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 42). А в чём спасение? Ну, а спасение – в этом видении. Потому что душу может спасти только тот, кто увидел Христа сердцем, потому что Христос и есть Спаситель.
Люди барахтаются в житейском море. Один сажёнками плывёт в прямо противоположную сторону от берега. Другой благополучно тонет, хотя рядом есть остров. Третий просто лупит руками по воде и истошно орёт. А Христос – вот Он, стоит. Вот оно спасение. Люди не видят. А некоторые ещё и придираются, сомневаются: «А сможет ли Он меня спасти?» Начинают рассуждать, так сказать: «А мы не знаем, вообще имеет ли Он к этому возможность? А есть ли у Него какие-то для этого средства? А как Он будет меня спасать? Не утону ли я? А вместе с Ним не утонем ли?» и так далее…
Пока человек так рассуждает, он захлёбывается. А нужно только, вот, как Пётр, руку протянуть и закричать: «Господи! спаси меня!» (Мф. 14, 30).
Вот этот слепой... Сколько было там зрячих? Толпа шла. И из этих зрячих никто Христа не увидел. Вопрос: «Так кто слепой?» Есть слепота естественная, физическая, а есть духовная. И второй вопрос: «А что хуже?» Ну, конечно, для любого человека потерять зрение – это большая трагедия. Но есть трагедия и пошибче: жизнь прожить, а так Христа и не увидеть. Потому что наша слепота, даже если мы теряем зрение при жизни, это всё-таки дело временное: на несколько лет или несколько десятков лет. Слепота духовная – это навсегда. А перед нами – ещё вечность. Жизнь земная очень коротка. А вечность, она простирается перед нами. И там оказаться в слепоте, так и не узрев Христа – вот это трагично по-настоящему.
«Чтобы мне прозреть. …И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк. 18, 41,43). Даже народ прозрел. Потому что поняли, что не человек Иисус из Назарета исцелил, а Бог. Значит, через Христа действует Бог. Они воздали хвалу Богу. Вот такой замечательный случай.
А почему у него и телесные очи открылись? А потому что слепота ему уже не нужна. Каждый недуг должен человека определённым образом настроить, чему-то его научить, главное – приблизить его ко Христу настолько, чтобы Христа увидеть. А здесь это уже произошло. Спрашивается, зачем пить лекарства, если ты уже здоров? Раз он увидел Христа, он прозрел, а значит, что он уже здоров. И это прозрение, конечно, и есть Царствие Небесное, пришедшее в силе. И это выражается в чём? Что он стал учеником Христовым и пошёл за Ним, как сказано у св. евангелиста Луки.
Что, собственно, от нас требуется, если мы хотим спастись? Мы должны пойти за Христом. И если мы поймём, что это значит – пойти за Ним, и если мы действительно пойдём за Ним, то нас ждёт спасение, ибо Христос есть Спаситель. Вот этот слепой жизнь прожил не зря. И выражается это в том, что он стал учеником Христовым.
Большинство из нас, даже ходящих в церковь, так учениками Христовыми и не становятся. Почему? А потому что ничему не учатся. Необучаемые. Нет, они обучаются каким-то простым вещам, например, ходить в церковь. Ну, и воробьи залетают. Подумаешь! И киски заходят. Редко, но и собачки. И это на их спасении никак не отражается. Что значит: пойти за Христом? Это научиться в среду и пятницу соблюдать пост? Да этому любого хомяка можно научить. Так рефлекс выработать, что он будет вполне согласно этому регламенту жить. Что в этом духовного? Да ничего. Так, привычка, и очень даже полезная. Но это ещё не делает человека христианином. А что делает?
Ну, например, если тебя ударили в правую щёку – подставь левую. Вот это уже ни один хомяк не может сделать. Он либо убежит, либо будет зубки свои маленькие скалить. А человек может преодолеть гнев, раздражительность, обиду. И эти качества присущи только человеку и относятся уже к области духовной. Есть и многие другие вещи, о которых сказано в Евангелии. Возьмём детей, например. Один кричит: «Я первый!». Другой – «Нет, я первый!». И так далее. В Евангелии сказано: «Приходишь, садись последним». Сколько нужно ещё пройти, какой путь, чтобы не просто не кричать «я первый», или даже «я последний», а в молчании сесть на последнее место… Или многие говорят: «Я – великий грешник!» Смотришь, килограммов шестьдесят – чего там великого? Вот, прямо, такой вот, великий! Потому что, если хоть грешник, то, уж, по крайней мере, должен быть великим. Никакой ты не великий! Самый тривиальный грешник, которых в любом вагоне метро пруд пруди. Что ты там думаешь о себе, что ты какой-то там великий грешник? Да такой, как все. Всё – гордость, всё – зависть, злости да жадность. Всё – объядение да осуждение. Всё – сплетни, клевета да любопытство: кто в чём ходит, у кого чего, кто с кем живёт, кто что купил, у кого какого цвета нижнее бельё. Так вот этим человек живёт. А должен-то жить благодатью Божьей. Совершенно другие должны быть интересы. А так, к сожалению, у большинства людей фантазия дальше чужих порток не простирается по неразвитости. От чего эта неразвитость? От отсутствия всякой духовной жизни. Вполне животное существование. Да только этого для Царствия Небесного недостаточно.
И мы видим апостолов, которые в основном были простыми рыбаками. Вполне земная профессия. А к чему они пришли? Почитайте их послания. До сих пор учёные мужи, профессора, знающие по четыре древних языка, изучают это. Как простой рыбак мог это написать? Да по благодати Божией. Она человека преображает, она его развивает, она его возвышает. Даже не зная грамоты, они диктовали такие тексты, которые для нас на две тысячи лет вперёд и дальше, пока мир будет существовать, являются указателем пути, по которому мы, и не только мы, но и миллионы людей должны следовать. Вот попробуй составить нечто такое. Это никак невозможно, будь ты хоть десяти пядей во лбу, даже если ты напишешь какую-нибудь хорошую книжку. Пройдёт эдак сто лет, может быть, какое-то время кто-то ей будет восхищаться, а потом будут только специалисты знать, что вот в начале XXI века был такой человек, нечто написал, его книга сыграла определённую роль в чём-то там. И всё. Может быть, в какой-нибудь учебник войдёт. А так, сам текст-то будут только специалисты знать.
А тут проходят и сто лет, и двести, и тысяча, и две тысячи – самые большие издания, на все языки мира переведено, и люди читают то, что составили простые рыбаки, которые были неграмотны. То есть им даже не хватило времени научиться грамоте. Правда, Лука, которого мы сегодня читали, писать умел. Это он сам писал, своей рукой, он ещё и врачом был. Такой человек, как бы сейчас сказали, «продвинутый». Но таких среди апостолов было совсем немного. И тогда это была редкость.
Но ведь нам в чём надо прозреть? Сегодня приходит с вопросом человек (каждый раз кто-то обязательно приходит с этим вопросом) и спрашивает: «Вот, как бы мне не осуждать?» Он думает, что есть какое-то такое средство – может быть, надо что-то выпить или съесть, или к чему-то приложиться, или куда-то съездить, или прочитать особую молитву… И тогда – о-па! – и перестанешь осуждать. Я, конечно, ей сказал, что для этого нужно. Но я думаю, что эта женщина уже забыла, что я сказал. Потому что, если ты скажешь любую ерунду, ну, например: «Ты в сорока шести церквах должна вверх ногами поставить свечку». Она найдёт ноги у свечки и пойдёт их ставить аккуратно. И потратит на это деньги (и на дорогу в том числе, потому что всё-таки путь не близкий). Но ответ-то очень простой – для того, чтобы не осуждать другого, нужно только одно – увидеть свои собственные грехи. А когда ты увидишь свои грехи, тогда ты поймешь, что они в количестве и в качестве превышают грехи того человека, которого ты осуждал. Это во-первых. А во-вторых, тебе уже, когда ты свои грехи будешь лицезреть, до грехов других никакого дела не будет. Это всё равно, что ты сдал анализ на гистологию, приходишь получать. А тебе говорят: «Вот маркеры показывают, что у тебя рак второй степени». Это не четвёртая, ещё поживёшь. Но и чего тебе будет до той очереди, которая стоит за такими анализами: а что у них? Будет тебе уже любопытно? Да нет. Ты весь покроешься потом, ты весь будешь в испуге. Ты будешь не знать, куда, к какой бабке идти и какую чагу пить и так далее, и так далее. Ты будешь в панике. Тебе будет не до того, вообще ни до чего. А только до себя. Почему? Ну, потому что твой диагноз вполне нормальный для того, чтобы начать готовиться. Обычно, это открытие человек для себя тогда и делает: «Оказывается, я смертный! И вот оно, уже совсем недолго». Такая нормальная вещь. Вокруг люди умирают, нередко слышим: «Ах, умер такой молодой! Какой же молодой умер!» Да уж не очень-то и молодой. Так что вполне нормально тебе уже заканчивать здесь своё бытие. Ну и, конечно, полечиться: в этом нет никакого греха. Но тебе будет не до чужих диагнозов. Это уж точно.
Так что единственный способ избавиться от осуждения – это прозреть. А духовное прозрение – оно только тогда бывает, когда человек начинает видеть свои грехи. И когда Исповедь он начинает не с грехов других людей, а со своих. Здесь совершенно ни при чём ни сынок, ни дочка, ни зять, ни муж, ни сосед, а только ты сам. Потому что, пока мы жалуемся на грехи других людей, мы ещё живём в темноте. А нам уж всем давно пора познать свою слепоту и просить у Бога прозрения. И если мы действительно захотим увидеть свои грехи и будем об этом просить у Бога с желанием и верой, тогда, конечно, Господь нам это даст.