На Неделю 33-ю по Пятидесятнице (о Закхее). 29 января 2012 г.
Сегодня неделя о Закхее, которая является уже некой предтечей, зарёй перед Великим постом. Как только совершаем празднование недели о Закхее, которая именуется так по Евангелию от Луки, которое сегодня читается во всех церквах, а следующая неделя уже мытаря и фарисея, начинаем петь Триодь Постную. В церквах начинается подготовка к Великому посту, великому поприщу покаяния. Евангелие о Закхее очень важно, поэтому Церковь уделяет ему очень большое внимание. Закхей человек небольшого роста, прославился тем, что был сборщиком податей, из-за этого был в своём народе презираем. Сборщик податей, финансовый инспектор или налоговая служба никогда не пользуются особой любовью, потому что требуют отдавать свои кровные денежки. Каждый человек стремится как-то ослабить этот гнёт. Там ещё это отягчалось тем, что он собирал подать не в пользу своего государства, а в пользу оккупировавших Иудею римлян, поэтому все люди, которые этим занимались, чиновники этой службы сборщиков податей были не только презираемы, но и ненавидимы в своём народе. Мытарь, сборщик податей, для иудеев приравнивался к язычнику. Ему не подавали руки, с ним никто не здоровался, с ним никто не водил дружбу. Общество таких людей отвергало. Этот Закхей очень возжелал увидеть Иисуса Христа, потому что каждый из людей, какую бы презренную должность он ни занимал, независимо от того, любят тебя в народе или не любят, каждый может прийти ко Христу. Поэтому Закхей явился для всех примером, потому что так бывает, что некоторые люди – мы, священники, с этим сталкиваемся – про себя говорят: “Я такой грешник, мне стыдно и в храм зайти”. Стыд – это прекрасное качество, которое свидетельствует о том, что душа человека ещё жива. Не устаю повторять, что стыд, как горчичник – он жжёт, но лечит одновременно, это очень необходимое средство. А вот для человека, который стыд потерял, исправление весьма затруднительно, только через какие-то очень большие испытания, через очень большие скорби. Потерять стыд можно, а вернуть его назад довольно затруднительно. Во всяком случае в течение нескольких лет не получится, на это нужно потратить очень много времени.
Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый... (Лк. 19, 1-2). Нас тоже не будет удивлять, если кто-то из налоговой оказался вдруг человеком богатым, совершенно нормальное явление. Но в нашем случае, по крайней мере, какой-нибудь наивный человек может сказать: “Откуда это у него?” А в случае Закхея не так. По римскому закону каждый мытарь, если не добрал подати, он должен был вносить своё, а потом с должников с помощью силовых структур забирать вдвое. За счёт этого мытари и богатели. Если кто опоздал, он платит вдвое, вот эта часть шла мытарю. Потому мытари богатели, а не потому что они пользовались коррупционными схемами, хотя, может быть, и это было. Искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом (Лк. 19, 3). Это начальник мытарей, не просто рядовой сотрудник, а глава налоговой службы того района, очень крупный чиновник.
Забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее (Лк. 19, 4). Вычислил, как Он пойдёт, побежал вперёд. Представьте себе, начальник городской службы города Москвы хочет кого-то увидеть, бежит вперёд, как мальчишка, лезет на дерево, чтобы только увидеть. Совершенно трудно представить такую ситуацию, потому что все чиновники люди очень важные. Very important person, очень важные, потому что они исполнены очень глубокой ответственности, забывая, что каждый чиновник несёт всего лишь служебную функцию. У Закхея желание видеть Спасителя превозмогло всяческие условности: то, что что он презираем в народе, то, что он ненавидим в народе, и то, что он важный господин – он отбросил всё. Тоже нам наука, потому что для многих, чтобы прийти ко Христу тоже есть препятствия: а как я буду выглядеть, а я не знаю порядков, а на меня будут смотреть, я чего-нибудь сделаю не так. Очень много у людей всяких соображений, которые связаны исключительно с одним предметом, а именно – с гордостью человека, потому что человек исполнен чувства собственного достоинства. Наши человеческие достоинства на фоне наших прегрешений – это величина мнимая. Конечно, как у созданий Божьих, у нас очень высокое достоинство, мы дети Божии, но по тому, как недостойно мы себя ведём, мы по нашей жизни хуже насекомых даже. Недаром про людей часто говорят, что они, как пауки в банке, жрут друг друга заживо. Это мы наблюдаем не только в трудовых коллективах, мы это наблюдаем и в семьях, и в учебных классах, в церкви очень часто, пожалуйста. Люди готовы друг друга сожрать из-за полусгоревшей свечи, из-за того, что кто-то, как он считает, занял его место. Какое его место? Твоё место, дружок, на помойке. Человек начинает какие-то права качать. Странно, но это от помрачения. Помрачение ума происходит от гордости. Гордый человек зачастую выглядит очень глупо, потому что его амбиции не соответствуют его возможностям.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). От Бога ничего не может скрыться, Он назвал его по имени. Это просто скандал, Он его называет по имени, когда обычно люди таких не как иначе, только как “мытарь” или “этот мытарь”, не называли. Называет по имени и говорит, что сегодня придёт к нему в гости. Я представляю, какой это вызвало шок у окружавших Христа иудеев. Христос тоже идёт прямо против этого общественного мнения, против того, что люди скажут. Что люди могут сказать? Только всякую ерунду, клевету или вообще откровенную глупость. Причём сказал: надобно Мне быть у тебя в доме. А зачем же Ему так понадобился Закхей? Дальше тоже это открывается.
И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19, 6-7). Они-то все праведники, а Он зашёл к грешнику. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим (Лк. 19, 8). Почему половину? Именно половину он собрал как раз как недоимку от должников. Он решил это всё отдать. А почему нищим? Потому что многие были разорены как раз налогами, поэтому он решил половину своего богатства отдать тем нищим, многие из которых стали такими из-за его трудовой деятельности, причём законной. Как нынешние банки грабят бедных, опрометчивых, а порой глупых и даже больных людей, которые сначала берут в банке небольшой долг, а потом должны выплатить в три, в четыре, в пять, в шесть раз больше, счётчик включается. И всё по закону, любой суд признаёт сторону грабителя. Тогда это был очень хороший метод. Видите, что за две тысячи лет мало что изменилось. Как только волю дали, стали грабить на законном основании.
И дальше говорит: и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8). Для чего вчетверо? Верни, нет, вчетверо. Чтобы полностью загладить вину, чтобы человек на него не серчал. Можно представить, насколько он был богат, что готов был в четыре раза больше выплатить. Как при современной ситуации, как только тебе что-то нужно застраховать, так с тебя деньги, а как получить по страховочному случаю, так замучаешься ходить. Как поехать в турпоездку, такие-то деньги, такие-то услуги. Когда тебя бросили без билета и оплаченного отеля, это вообще никого не интересует, выбирайся сам, хоть по морю пешком. Вот такая ситуация. Поэтому то, что Закхей сделал, это вообще удивительно. Это удивительно настолько, что две тысячи лет по сей день во всех церквах вспоминают этого человека. Вот почему Господь сказал, что Ему нужно быть в доме у Закхея.
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 9-10). Этот презираемый человек тоже сын Авраама, он тоже верующий во Иисуса Христа человек. К нему пришло спасение, которое выразилось в том, что он очистился от своего греха, он осознал свою вину, хотя он и действовал по закону. Законы бывают хорошие, а бывают и очень плохие. Он осознал, то есть в душе его произошло очень важное изменение, потому что одно дело закон человеческий, а другой закон — это закон Божий. Закон Божий — это закон милости, поэтому Господь пришёл в его дом, чтобы спасти и его, и его обитателей, но прежде всего – главу этого дома. Этот урок не только для Закхея, не только для его современников и соплеменников, этот случай из Священной истории вообще для всех. Многие люди как-то не понимают, что такое покаяние. Покаяние — это очень просто, это когда был человек такой, а стал другой. Некоторые говорят: “У вас вообще в Церкви легко. Накуролесил, пришёл, “Господи, помилуй” – и всё тебе прощается”. Извини, прощается только тогда, когда ты делаешь так, как делал Закхей. Он грех свой загладил. Конечно, бывают такие грехи у людей, которые невозможно загладить, в частности и сам Закхей, конечно, не помнил всех, кого он обидел, но он имел готовность им вчетверо выплатить, а половину имения отдал нищим. Среди этих нищих были разные люди, может быть, и те, кто по собственной глупости потеряли всё своё имение. Он был готов и им отдать. Эта готовность из богатого и жадного превратиться в человека не такого богатого, но щедрого – это и есть изменение его личности. Опять же, под чьим влиянием? Господа Иисуса Христа, Которого он хотел увидеть. Каждый человек, который хочет увидеть Иисуса Христа, должен приложить этот случай к своей жизни и посмотреть, что ему в своей жизни нужно сделать, чтобы увидеть Христа, тогда это обязательно произойдёт.