На неделю 31-ю по Пятидесятнице, канун Рождества. 6.01.2013 г.

На неделю 31-ю по Пятидесятнице, канун Рождества. 6.01.2013 г.

В Рождестве Христовом явилась не только любовь Божия к человеку. Потому что вот это своё пришествие Господь осуществил ради того, чтобы те из людей, которые захотят спасения от греха, они бы возымели такую возможность. Эту возможность можно как-то рассматривать с двух сторон. Одна сторона — это путь. Потому что Господь с помощью заповедей дал такие вехи, по которым человек может идти этим путём. Но этого было бы недостаточно, если бы Господь не дал бы ещё человеку силу, исходящую от Самого Бога, на совершение этого пути. Но так как это сила Божия, то чтобы эту силу приобрести или, как говорят по-древнеславянски, стяжать, то необходимы некоторые условия. И прежде всего, нужно стяжать смирение. Так как и любовь Божия, она не бывает без смирения. Потому что любовь без смирения превращается в страсть. И вот это всегда очень наглядно видно в воспитании детей.

Одна мама любит своё дитя, и другая мама любит своё дитя. И у одной мамы получается в результате её воспитания прекрасный человек, а у другой — урод-уродом. И когда у окружающих людей спрашивают — «А почему так случилось?», — они говорят, — «Во всем виновата её безумная любовь». Почему? Потому что любовь без смирения творит ужасные вещи, превращаясь в страсть.

Нам это трудно, конечно, обнять умом, но надо это нам просто принять на веру. Потому что мы не можем постигнуть вот эту разницу. Потому что мы не очень близко знакомы с Богом. Мы только так опосредованно Его чувствуем. Нам трудно представить, как это вот Существо целостное, неслиянное, неизменное, творческое, которое создало всю вселенную, и вдруг Он стал маленьким человеком, в утробе Девы Марии создал себе плоть и родился в пещере вместе с домашними животными в пригороде Вифлеема, потому что для него не нашлось места даже в гостинице — все места оказались заняты. Он, который всё создал. Не только нашу маленькую Землю с её спутником Луной, не только нашу крохотную Солнечную систему, не только нашу Галактику. Когда мы смотрим на небо, особенно в августе, мы видим её только край, этой Галактики — Млечный Путь. А ведь помимо Галактики есть ещё Метагалактика, куда входит как маленькая-маленькая часть наш Млечный Путь. И так — огромные-огромные мириады звёзд. Вот Он всё это создал, завёл этот механизм. Он создал и клетку, Он создал и все элементы таблицы Менделеева. Он создал и вот это сочетание атомов, из которых рождаются молекулы, из которых вообще всё бытие материальное состоит. И вот Он становится маленьким человечком. Вот такой — меньше трёх килограммов веса. И Ему не находится на земле даже места — только в пещере для животных. То есть каково Его смирение? Это смирение ровно соответствует Его к нам любви. Потому что почувствовать Божество можно только в Его любви, сопряжённой со смирением.

И вот путь христианский — он тоже состоит из этих двух частей: человек должен стяжать христианскую любовь на основе смирения. Потому что без этого — это будет просто бесовская прелесть, самообольщение и просто беда, как минимум сумасшествие, что частенько с человеком происходит, что и произошло с бедными фарисеями. Они-то думали, что они любят Бога, и готовы были дотошно исполнять закон, который пришёл от Бога. И как результат вот этой дотошности — они убили Его, Того, Кто к ним пришёл, чтобы спасти, — они Его убили. До какого безумия нужно дойти! Никогда ещё на земле не ходил такой человек, как Иисус Христос. Потому что в каждом даже великом человеке какие-то есть изъяны. А некоторые великие люди — ну это просто законченные уроды. И никакая мать не хотела бы себе иметь сыном такого законченного урода, если только она сама не законченный урод. И ведь мы с этим тоже часто сталкиваемся. Какие-то яркие случаи сейчас вспоминаются.

Помню, одна мама сказала своей дочке, когда узнала, что она крестилась, стала в церковь ходить: «Уж лучше бы ты на панель пошла». То есть для мамочки родненькой это вот предпочтительней, чтобы дочь, так сказать, за деньги себя продавала, чем бы она ходила в церковь. То есть уже совершенно человек способен не только на безумные слова, но и желания собственного сердца. Такая ненависть и к Богу, и к церкви, и вообще всё, что с этим связано. Хотя, можно сказать: «А чего тебе церковь сделала?»

Кто может сказать, что «мне церковь принесла какое-то зло»? Хочешь — крестись, хочешь — исповедуйся, хочешь — читай книги. Не хочешь — не надо. Есть много разных путей жизни, занимайся, чем хочешь. Никого никогда ещё за две тысячи лет силком вообще не загоняли. Это дело совершенно свободное. Даже если такие случаи были, то, опять же, можно формально всё совершить, тебя оставят в покое, и опять — живи как хочешь.

Нельзя никакому человеку сказать: «Так, давай напрягись и стань великим математиком». Ничего не выйдет. «А ты напрягись и стань великим певцом. А ты стань великим педагогом». Ничего не выйдет. Человек не может подняться выше своего потолка, данного тоже Богом, кем-то стать таким значительным, великим. Тут очень много нужно, конечно, и труда. Все гении говорили одно и то же разными словами, что чтобы чего-то достичь, конечно, талант нужен. Это, говорили, — десять процентов. И девяносто — труда. Но эти десять процентов нужно иметь от Бога. Если тебе слон (ну или хотя бы медведь) наступил на ухо, то ты можешь научиться петь. Но пока ты будешь тратить время на развитие своего слуха, будет упущено определённое время. Может, ты достигнешь до того, чтобы где-то у костра на гитаре чего-то петь. Но чтобы петь в серьёзной опере, например, в Мюнхенской — это ничего у тебя не выйдет. Тебе просто не хватит времени, ты не успеешь. Как нельзя в сорок лет заняться фигурным катанием, а в сорок пять — стать чемпионом мира. Ну это не реально. Если ты хочешь чего-то достичь — то только с детства. Ты просто никогда не успеешь.

А вот на пути, который есть христианство, ты можешь прийти ко Христу в любое время своей жизни. И человек всегда может достичь смирения. И со смирением может достичь любви и уподобиться самому Богу и получить спасение. И с этим спасением он получит святость, потому что к нему придёт благодать Святого Духа, которая его таким и соделает, его предварительно очистив.

Если опера, или живопись, или математика, или химия — это не для всех. Максимум — человек может стать ну доктором наук. Всё. Дальше уже... Выбиться в академики — ну это только тогда интриги или ещё как-то, выше головы не прыгнешь. Это в общественных науках — там ещё можно. А в настоящей науке — это невозможно. А вот угодить Богу и достичь благодати Святого Духа — это для всех. И это выше, чем любые научные, спортивные, полководческие и разные другие достижения. Гораздо выше и гораздо ценнее, потому что это отражается на качестве человеческой души. Ради этого Господь пришёл, чтобы наши с вами души преобразить. И возможность этого дана исключительно только через смирение. Для этого не надо большого ума, каких-то талантов, для этого совсем не надо денег. Для этого не надо недвижимости, для этого не надо красоты лица — ничего для этого не надо. Нужно только встать на этот путь, о котором Господь сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Он так сказал.

И вот, идя этим путём, мы можем жизнь свою совершить так, как это угодно Cамому Богу, Творцу вселенной и всех нас. Это значит, мы жизнь проживём не зря. А если мы получим все премии мира, если приобретём всю собственность, которая только на земле существует, если приобретём все на свете существующие ордена, если на каждой улице нам поставят по два памятника: в начале — из бронзы, а в конце улицы — из мрамора, — это всё перед Богом не значит вообще ничего ровным счётом. Можно стать великой исторической личностью, которую запомнят не на века, а на тысячелетия. И будут вспоминать: «Ну да, был такой гад или гадина». И что из этого тебе? То есть большему ещё осуждению подвергнешься.

И вот Господь предлагает путь. И не только предлагает, а Он Сам его проходит. А Он и не мог показать другой путь, потому что Он Сам такой. Поэтому, если кто у нас спросит, — «Ну а какой ваш Бог?», — мы должны ответить, — «Наш Бог — это само смирение». Что Ему приходится от нас от всех глупых терпеть! Потому что каждый неразумный червячок заявляет: «А я считаю, а я думаю, а у меня точка зрения, а у меня позиция...» Обхохочешься. Какая там у тебя позиция? Тебя с девятого этажа уже не видать. А у тебя позиция! Твоя позиция — это ползать на земле, ничего не понимая и не видя, куда ползёшь. Хорошо ещё, что Бог говорит, что ползёшь-то ты в пропасть, голубчик, давай, остановись. Вот, к сожалению, так.

Поэтому Он пришёл к нам для того, чтобы нас спасти от этих наших гордых человеческих глупостей. И вот спасение от гордости, оно возможно только через стяжание смирения, без которого невозможно достичь любви.


Наверх