На неделю 24-ю по Пятидесятнице (о гадаринском бесноватом). 2015 г.
Евангелист Лука повествует о том, как приплыли в страну Гадаринскую Господь и Его ученики. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах (Лк. 8, 27). То есть ходил совершенно раздетый. Это действительно очень глубокий признак поражения бесовской силой, потому что одно из фундаментальных отличий человека от животных – это стыд. И когда человек его теряет, это говорит о том, что он перестаёт быть человеком, каким он существует по замыслу Божию. Как только Адам с Евой отпали от Бога, согрешив в Раю непослушанием Ему, стыд вошёл в их жизнь. Это очень нужная вещь, которая сохраняет человека от того, чтобы он окончательно не превратился в зверя, а зверем он становится под влиянием сил бесовских. И вот, поэтому совершенно не случайно евангелист указывает на это обстоятельство. Если обратиться к нашей цивилизации, в которой мы нынче живём, посмотреть на одежду, в которую люди одеваются, к чему они стремятся, одеваясь именно таким образом, мы поймём, что эта одежда свидетельствует у многих о потере стыда. Это довольно трудная процедура. Каждому из нас известно чувство стеснения. Чтобы преодолеть стыд, нужно сделать над собой очень серьёзные усилия. И вот эти усилия – это один из путей расчеловечивания. Их много. Много усилий требуется для того, чтобы ходить не на ногах, а на четырёх конечностях: нужно литра два крепкого напитка выпить, тогда человек встаёт на четвереньки и начинает ходить, потому что на ногах он не может удержаться. Это тоже путь расчеловечивания. Перестаёт различать: чисто, грязно, удобно, неудобно, все так ходят или я один – вот это понимание у человека исчезает.
Для чего бесовская сила поднебесная желает человека привести в скотское состояние? С одной только целью – чтоб его погубить, погубить его душу. Почему? Потому что бессмертная душа – это свойство только человека. А когда человек становится животным, у него душа приходит в такое состояние, что как будто её и нет. Сегодня один человек на исповеди мне говорит: «Я огрызаюсь». Отлично. Он огрызается. Но это же удел собак. То есть если он пойдёт этим путём, то он приобретёт совершенно собачьи навыки. Собака, конечно, не может наследовать Царствие Небесное. Воспитание в том и заключается, чтобы в человеке вырастить человечность. А если же человек идёт по пути, и ему никто ни в чём не препятствует? Куда хочу, туда иду; с кем хочу, с тем вожу дружбу; что хочу, то ем. Ну и так далее. Как уличная собачонка. И человек теряет свою вежливость, и на обращение другого человека к нему, он огрызается.
В Евангелии всё неслучайно, и этот эпизод – не исключение. Гадаринский бесноватый, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня (Лк. 8, 28). В чём же заключается это мучение? В том же, в чём и для любого отрока или отроковицы. Что бы ни говорила мать, или в редчайших случаях отец, или, дай Бог, учитель в школе, всё воспринимается в штыки, как некое мучение. Потому что не дрессированный пёс хочет ходить, куда он хочет, и делать то, что он хочет. А все те люди, которые этому препятствуют, есть мучители. Главный мучитель на пути человека к превращению в псину – это Господь Иисус Христос. Он как наш Создатель хочет, чтобы мы не только сохранились и остались людьми. Этого ему недостаточно. Он хочет, чтоб мы ещё были совершенны, как Отец наш Небесный совершен есть (см. Мф. 5, 48). Хочет, чтобы мы вели жизнь не ангельскую, но равноангельскую. Как в Писании сказано, не много Он умалил нас перед Ангелами (см. Пс. 8, 6). И вот, перед Господом бесноватый человек, уже во многом расчеловечившийся, но речь ещё не потерявший, а речь – это тоже один из фундаментальных признаков человечности. А в тех людях, которые переходят в своей речи на один только мат (одни и те же глаголы с разными смыслами, одни и те же определения), тоже идёт процесс расчеловечивания. Говорят, что русский язык имеет в обороте полмиллиона слов, это колоссальный объём. Чтобы говорить, 30 тысяч вполне достаточно, а тут полмиллиона! Богатейший объём! А люди обходятся практически одной матерщиной. Это свидетельствует о том, что у них стремление, как у всякой сложной системы, к примитивизации, потому что так проще. Что легче: заниматься высшей алгеброй или играть в футбол? Стоять на воротах – аккуратно занятие для любой обезьяны: летит мяч – поймал, летит мяч – поймал. Здоровый мужик, 30 лет, ловит мяч. Жалко, хвоста нет, а то мог бы на перекладину ещё залезть, и тогда эффективность хватания мяча была бы гораздо выше. А чтобы хватать летящий мяч, нужна действительно просто обезьянья реакция, больше ничего. И люди этим занимаются, им за это деньги платят. Ну те, которые ради денег – это ещё ладно, но молодёжи интересен сам процесс. Алгебра не интересна, "Капитанская дочка" тоже, а вот футбол интересен. Почему? Потому что это не шахматы, это примитивно. Мяч хватать – это гораздо проще, чем даже домино. И постепенно человек превращается в обезьяну. И если мы посмотрим, что происходит на стадионах, мы увидим аккуратно сухумский питомник с обезьянами. Возникает необходимость задействовать конную милицию, в общем, все вот эти обезьяньи людские эмоции приходится сдерживать, потому что если этим существам дать возможность делать, что они хотят, они город разнесут. Только полицейские на больших крупных лошадях, вооружённые всякими спец-средствами, могут остановить эти десять, двадцать, восемьдесят тысяч разъярённых обезьян. Разъярённых по разным поводам, потому что они сопереживают, у какой обезьяны в руках мячик. Они это глубоко переживают, гораздо сильнее, чем какие-то победы в космосе или на поле сражений. Это видно. Хороший, я б даже сказал, гениальный термин для этого выбран. Не знаю, как в других языках, надо вообще посмотреть. Они болеют. Ну чтобы отличать от туберкулёза, их не называют больными, а называют болельщиками. Они переживают этот приступ и платят ещё за это деньги. Понятно, IQ, даже если он есть, в этой ситуации снижается. Некоторые люди у которых, судя по речи, коэффициент интеллекта где-то чуть выше среднего, чтобы отдохнуть, как они говорят, расслабиться, смотрят футбольные матчи. Как современный человек расслабляется? Что такое расслабиться? Это выпить, или где-то на природе чего-то съесть, или что-то такое учудить, или, например, пойти на футбол. То есть расслабиться – это на какое-то время перестать быть человеком и превратиться в пса или обезьяну. Почему? Потому что в каждом человеке действует закон греха. Тянуться вверх, особенно духовно, это очень трудно. Стать совершенным, как Отец Небесный совершен есть (см. Мф. 5, 48). Тянуться интеллектуально – проще, но также трудно. Тянуться в каком-то познании тонкостей языковых или художественных – это тоже очень трудно. В любом искусстве надо этому посвятить, чтоб чего-то хотя бы добиться, минимум – 10 лет. А так, обычно 15 лет надо потратить, причём очень плотных занятий. Кто оканчивал музыкальную школу, знает, чтоб играть очень простые вещи, которые 800 тысяч раз сыграны уже всеми поколениями, человеку нужны регулярные занятия. Как Антон Рубинштейн говорил: «Если я неделю не играю, я уже не пианист». То есть это как в балете – ты должен быть постоянно в форме. А если ты будешь расслабляться шампанским или на футбол ходить, какой ты будешь музыкант? Никакой. Ты должен держать себя в высшей форме. Хотя что такое музыка? Ну поставь диск да послушай. Зачем мучиться-то? Но на самом деле это вещи очень серьёзные.
Встреча со Христом этого бедного бесноватого для него трагична, потому что та благодать Божия, которая была во Христе, просто его жгла. Это как мучение для него. И вот, он говорит: «Ну что Ты пришёл меня мучить?» И так все, кто оказывается в нашем попечении, которых мы ходим сделать людьми, в частности наши дети, внуки, этому отчаянно стараются сопротивляться. Почему? Потому что псиной легче быть, чем человеком. Легче быть предателем, легче быть скотиной, легче соврать. Почему дети врут? Потому что так жизнь становится легче. Соврал – и легче. Если соврал с три короба, вообще легко, можно даже на этом и подзаработать. Поговорите с любым бизнесменом. Что такое бизнес? Это враньё от начала до конца. Нужно впарить, а потом смыться. Так и все дикие звери поступают. Ни о какой честности вообще речи не идёт. Хотя речь-то можно вести, этому учат на всяких тренингах – как вести речь, чтобы произвести хорошее впечатление. Сам по себе человек барахло барахлом, но производит хорошее впечатление и из этого впечатления себе зарабатывает деньги. А Богу это не нужно. Богу нужно именно качество души данного человека, потому что Он каждого из нас уготовляет для Царствия Божия. А в Царствии Божием никак нельзя произвести впечатление, потому что перед Богом каждый человек виден насквозь. Когда в аэропорту через рамку проходишь, ты там голый, всё у тебя видно – пистолет ли у тебя висит подмышкой или ты наркотики везёшь – всё совершенно прозрачно, голенький ты стоишь. Скажут: «Извините, гражданин, вот в эту комнатку, мы сейчас Вас обшарим». И всё, что им нужно, достают. И так перед Богом не только какие-то спрятанные предметы, а самые тончайшие оттенки чувств, причём у этого чувства есть число, дата и степень этого чувства. Всё Господь про человека знает. Здесь, на земле, можно как-то выпендриваться, производить впечатление, если человеку до тебя дела нет, он и вглядываться не будет, а посмотрит чисто формально, как по анкете. А Бог хочет от человека совсем другого. И вот Евангелие нас этому и учит.
Он пал пред Ним (Лк. 8, 28) – то есть он склонил голову перед Христом, и это как раз понудило Христа Спасителя его исцелить. Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его (Лк. 8, 29) – ну чтоб он не убился. Его связывали, потому что он отличался, как мы теперь говорим, неадекватным поведением. Не адекватным чему? Мы употребляем сейчас это слово неправильно. Адекватным или не адекватным можно быть только к чему-нибудь, например, к поведению более или менее нормальных людей. А в чистом виде нормальных людей не бывает, даже самый нормальный человек в отдельных случаях проявляет свою ненормальность, именно – греховность.
...Он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса (бесы), чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8, 31-39). Евангелие показывает, что каждый человек, даже бесноватый, сможет стать апостолом Христовым, если склонит перед Ним свою голову. Голову склонить мешает гордость. Всякое беснование начинается с гордости. Маленький ребёночек уже в три года по гордости считает, что он лучше знает, что ему надо, чем папа, мама, дедушка, бабушка. Вот он упрямо настаивает на своём. Всё начинается с гордости. Но если удастся склонить свою гордыню, может вот такое произойти с человеком преображение. Он преображается. Из обычной занудной, всем надоевшей бабы яги человек может превратиться в совершенное, кроткое, любящее существо, от которого всем одна только радость.
Господь пришёл на землю и тех людей, которые хотят такой жизни – а такая жизнь трудная – Он приглашает к этому. А у остальных удел – превратиться в свинью и утонуть в житейском море, чему и следует большинство людей, родившихся на земле. Они упорствуют в своей злобе и в своём расчеловечивании. Как редактор газеты «Charlie Hebdо» сказал: «А мы не знаем, что такое кощунство». Ну раз ты не знаешь, значит ты просто не человек, ты уже тонешь в житейском море, потому что ты свинья. Вот, допустим, ты поставил борщ, положил туда две большие ложки сметаны, приготовился уже есть, потом вспомнил, что руки не помыл, выходишь к умывальнику, приходишь, а пришла домашняя свинья и пожирает твой борщ. Можно сказать: «Свинка, ты не права»? Ну это совершенно бесполезно. Со свиньёй диалог невозможен. Можно только взять кнут и дать ей как следует. И доесть то, что от неё осталось.