На неделю 23-ю по Пятидесятнице (три евангельских эпизода). 8.11.2015 г.

На неделю 23-ю по Пятидесятнице (три евангельских эпизода). 8.11.2015 г.

Сегодня мы читали три отрывка из Святаго Евангелия, и все они вместе удивительным образом промыслительно составили такую прекрасную композицию, что через них можно увидеть самую суть того, что хочет Господь донести до сердца каждого человека.

Первое. Начнём прямо по порядку. Из Евангелия от Матфея. Матфей повествует нам об одном очень коротком эпизоде, как Господь вошёл в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал (Мф. 8, 23-24). Я ещё очень давно, лет 30 назад, был просто поражён, потому что тоже доводилось и на лодке, и в волны плавать, и знаю, что спать на лодке во время волнения просто невозможно. А почему же Он спал? Единственное объяснение – Он дико уставал. Я уже попозже убедился во всей своей жизни, а потом и у Григория Богослова это прочёл, самое тяжёлое в жизни – иметь дело с людьми. Я даже иногда начинаю считать: подходит человек и что-то говорит, я считаю – один раз он это сказал, второй раз сказал, третий раз сказал, четвёртый раз. И вот так кругами шесть раз. Вырабатывает терпение, понимаете. Так, конечно, за 35 лет уже кое-чему научился, но если всё вот это какому-то другому предложить, он уже на третьем кругу взбесится. То ли у человека мысли опережают, то ли там какие-то в голове циклы, но никак он не может съехать с этой борозды. К сожалению, это так. И эта борозда не только в одном диалоге. Бывает, что человек к тебе ходит лет 30, и каждый раз одно и то же. То есть эта борозда такая большая, он по ней ходит, и всё. «А вот дети, а вот внуки, а вот сноха, а вот то-то и то-то», хотя речь-то у нас совсем о другом. Мы ж не можем – два человека – повлиять на какую-то сноху. Вот человек пришёл в церковь, на исповедь – ещё что-то Господь может для него сделать, а там где-то что-то... Как один человек может повлиять на другого взрослого человека? Воспитывать, что ли? Ну только с помощью автомата, больше ничего не сделаешь, потому что измениться человек сам не может. Вот взять глиняный горшок и ударить его об стену, и можешь понаблюдать, сумеет ли горшок сам себя склеить. Это невозможно. Только Господь, так как Он нас создал, нас может и воссоздать. При условии, если мы сами, во-первых, этого захотим – это первое условие. А второе условие – что мы об этом будем Его просить, и настолько убедительно, что Он этому тоже поверит, потому что на словах просить недостаточно. Много прекрасных слов всяких слышишь, чаще всего: «Я великий грешник!». Ну набери слюны полный рот и плюнь этому великому грешнику в лицо, и ты сразу увидишь, что он, оказывается, праведник, потому что он не согласен с этим. Ну если грешник, так и надо в тебя плевать. Что тут такого особенного? Ты получил то, что ты заслуживаешь. Ан нет! На словах-то он великий грешник, а внутри он требует к себе отношения, ну, может, не как к императору, но как к царю по крайней мере. Так что у человека часто слово очень уж расходится с делом, и это понятно. Это было отступление, чтобы объяснить, почему Господь спал и почему Он так уставал, что ни брызги прохладной воды, ни раскачка лодки, в которой Он со Своими учениками плыл через Геннисаретское озеро, Его не пробудили. А на учеников это подействовало, они были в ужасе.

Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! Спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему? (Мф. 8, 25-27). Ну как «кто»? Бог. Это Ему, а не Гидрометцентру всё повинуется. Это Он, поэтому можно к Нему обращаться, то есть они к Нему обратились, вообще-то, не ведая даже, по адресу. Они устрашились, Он был рядом, и Он тут же исполнил их просьбу. Так вот, первое, о чём хочет сказать нам Господь. Человеку очень часто кажется, что Бог вообще спит и о наших нуждах забыл и не знает. А некоторые даже думают, опять же, по гордости, потому что сами такие, что мы Богу вообще не интересны, Ему не до нас. У нас такое ощущение, что Он спит. Но как только мы начинаем к Нему обращаться, особенно, когда острая ситуация, а человек чаще всего обращается к Богу, именно когда ситуация острая, действительно на грани погибели, Господь тут же может вот это житейское море усмирить. И ещё через это событие Он хочет нам сказать,что мы в одной лодке, и эта лодка именуется Церковью, и Он Сам эту лодку построил, и Он является Главой Церкви. Он, Христос – Глава Церкви. А мы в этой лодке – матросы, которые должны, повинуясь Ему как капитану, переплывать житейское море. И на этом море разные бывают события. Бывает и штиль, когда парус повисает, бывает и буря, когда всё раскачивается. Бывает, когда мы не можем пропитание себе из этого моря получить. Бывает и страх, бывает и покой. Пока не переплывём на другой берег. Господь создал эту Церковь, и многие храмы вообще по своему символическому устройству похожи на корабль, где апсиды как надутые паруса, где купола и колокольня как мачты, и плывёт на восток, который есть символ пришедшего на землю Христа. Храм изображает собой Церковь, и во многих языках даже эти два понятия сливаются. Человек может сказать: «Я иду в церковь». Точный перевод: он идёт в собрание христиан. А он может там вообще никого не знать, его это может не интересовать, он идёт в здание храма. Церковь и храм слились в одно, но это некоторым образом совершенно разные понятия, да и слова разные. Хотя Церковь собирается в храме. Мы все собрались здесь, мы есть Церковь.

Для чего Господь построил эту Церковь из тех самых апостолов, которые в этой лодке с Ним плыли? Это была первая церковь, первый, можно сказать, приход. И, конечно, они плыли в лодке, у них ещё никакого храма не было, вот эта лодка в тот момент и была храмом, и с ними и Христос был. Может, вы не знаете, но и с нами сейчас Христос. Он с нами говорит через Евангелие, Он нас напитал Своим Телом и Кровью, здесь разлита благодать Божия, каждый может её в своём сердце сегодня увидеть. Когда выйдете из храма, можете заглянуть в своё сердце и увидите, что то, что у вас на сердце, это ни с чем нельзя сравнить. Ни с чем. Это состояние пребывания в сердце благодати Божией, которое получает человек после общения с Богом. А где двое или трое соберётся во имя Его, там Он среди нас (см. Мф. 18, 20). И это ни с чем нельзя спутать, потому что от посещения и участия в разных мероприятиях у человека бывают разные ощущения.

Я сказал «в сердце», потому что в сердце наша душа. А когда сердце останавливается, и душа отлетает от тела. Древние евреи даже думали, что душа находится в крови. Кровь остановилась – всё, человек умер. Но на самом деле это, конечно, не с кровью связано, а с тем, что душа отлетала от тела. Но они люди рационально-прагматические, поэтому решили, что в крови душа, и даже думали, что Господь запретил есть удавленину, потому что у удавленного животного его душа находится в его крови, в мясе в этот момент, поэтому поедать нельзя, хотя Господь это сделал из других соображений, которых мы касаться не будем.

Каждый человек может убедиться: если он обратится к Богу не только в минуту опасности, а и в минуту радости, Господь тут же запретит ветру и буре, и будет тишина. Но люди, к сожалению, в панике очень часто забывают о Боге. И в горе – ну просто забывают на какое-то время, и это очень плохо и неправильно. Наоборот, то, что с нами происходит, может быть, очень тяжело для нас переживаемое, древние мудрые христиане называли посещением Божиим. Бог меня посетил! Болезнью, войной, смертью близкого, какой-то травмой, каким-то предательством. Он смотрит, чему мы в церкви научились. Мы на это всё реагируем по-христиански или нет? Сдадим ли мы этот экзамен или останемся на второй год? Это называется искушением по-славянски. А по-латыни – экзаменом. Нам слово более знакомо, потому что употреблялось в школе, в институте. А для чего нужен этот экзамен? Бог и так знает нам цену: кому четверть копейки дохрущёвской реформы, кому полкопейки. Бог это знает, но этот экзамен нужен для нас, потому что некоторые люди, даже маленькие дети, очень глубоко знакомы с чувством гордости и превозносятся над другими людьми. А экзамен сразу очень быстро показывает, что ты такой же пенёк, как и все. Если ты на полторы книжки больше прочитал, от этого вряд ли у тебя прибавилось ума. Человек должен трезво оценивать своё состояние и приходить в состояние смирения. А когда человек шибко много о себе понимает, значит он находится в некотором заблуждении насчёт себя, а это очень опасно. Это как на дороге: если ты нетрезво оцениваешь опасность скорости движения своего автомобиля, то ты можешь кого-то убить или убиться сам. Или автомобиль, как минимум, разбить, это тоже вещь недешёвая. И так же и в жизни происходит, если человек самонадеянный. Знаете, как идиоты говорят: «Надо верить в себя!». Ну веришь, пока один сосуд в голове не лопнет, а дальше инсульт. Веровал в себя? Ну вот, хорошо ещё, вовремя в руки нейрохирургов попадёшь, а нет – так и останешься лежачим. Но человек, к сожалению, подвержен многим всяким горделивым глупостям.

Господь хочет, чтоб мы крепко запомнили, во-первых, что Господь рядом, во-вторых, что Он готов всегда прийти нам на помощь, в третьих, Он Церковь основал, чтоб мы смогли эту жизнь прожить. Церковь не для всех. А для кого? Не поленюсь ещё раз открыть, чтобы прочитать эти удивительные и обнадёживающие нас слова: И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его (Мф. 8, 23). Если ты последуешь за Христом Иисусом Господом нашим, тогда ты окажешься в лодке, тогда у тебя имеется возможность прямого доступа к Нему, даже если ты по маловерию усомнился. Вообще в панику впадать, в какое-то отчаяние, уныние – это какая-то глупость. Бог-то рядом, и Бог сильнее всех, и Бог тебя любит, и ты в одной лодке с Ним. Кого убоюся? (Пс. 26, 1) Смерти, что ли? Да она всё равно будет. Болезни? Так они всё равно будут. Потери близких? Это вещь неизбежная. Войны? Так войны с циклом через три поколения бывают. Потери денег? Так это обязательная процедура, для этого и кризисы всякие бывают, и не надо думать, что это исключительно происки каких-то финансистов. Не только, они просто слепое орудие в руках Божиих. Богу не угодно, чтобы мы к денежкам шибко привязывались, потому что если человек привязался шибко к денежкам, как умирать тяжело! «А что же будет с моими денежками?» И вместо того, чтобы думать о бессмертии души, он думает, как бы их пристроить, хотя все уже вокруг ждут, «когда же кое-то возьмёт тебя». К сожалению, так это устроено.

А второе Евангелие о другом – о милосердии. Два человека, богатый и Лазарь (см. Лк. 16, 19-31). Один полностью равнодушный к судьбе другого, а другой – совершенно не настырный: не хотел, чтобы богач ему со своего стола посылал еду на серебряном блюде, хотел, чтоб разрешили взять то, что со стола упало и что собаки подъедают. Потому что он был больной, ходить не мог, тогда никаких социальных выплат не было, карт москвича тоже. И вот, питайся тем, что дадут поесть. И он об этих крошках только и мечтал. А этот был настолько увлечён своими пирами, что пренебрегал им. Подумаешь, лежит больной! Хотя мог бы сказать слугам: «Ну что от собак останется, сметите и принесите ему на совке». Лазарь бы и съел, и благодарил Бога. А богач и этого не сделал. И потом всё возвращается: Лазарь на лоне Авраама, а богач в геенне огненной. Почему так? Потому что Бог милосерд, и в Царство Небесное может войти только милосердный человек, тот, у которого милующее сердце. Ни один безжалостный, ни один злой, ни один жестокий, даже если он построит десять тысяч церквей, не может войти в Царствие Божие. Это выдаётся не за какие-то заслуги, нет. Чтоб достичь Царства Небесного, а оно внутри нас есть (см. Лк. 17, 21), надо умягчить своё сердце настолько, чтобы в него излилась та благодать Святаго Духа, о которой я вам сегодня в начале говорил. И вот, благодать Святаго Духа преображает человека. Делает его из жадного щедрым, из горделивого скромным и так далее. Она преображает. А если человек с жёстким сердцем, то это невозможно. Практически, можно сказать, анатомически невозможно. Поэтому у этого богача совершенно безнадёжная ситуация, и сколько бы он ни обращался, помочь ему уже невозможно. Поэтому пока человек жив, он должен постоянно упражняться в деятельной любви для того, чтобы умягчить своё сердце. Это то, что Господь нам через эту притчу хотел сказать.

А третье – это Евангелие от Иоанна, которое мы сегодня читали ради памяти великого мученика Димитрия Солунского мироточивого. Начинается так: Сие заповедую вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15, 17-18). Недавно один гражданин пришёл в какое-то учебное заведение и спрашивал всех, кто ему встречался: «Ты какого вероисповедания?». Если человек говорил, что он христианин, он его убивал. Почему он его убивал? Потому что он ненавидел Христа. И убил, по-моему, дюжину человек. Вот так ненависть может дойти до такого осатанения, что ни в чём перед ним не виноватых людей человек может убивать только за то, что они исповедуют Христа. Мы уж не знаем, как исповедуют. Может быть, это исповедование вообще даже не стоит им чего-то очень большого. Но они исповедовали, и он их убил. Это свидетельство того, что Господь их избрал из того общества, в котором они живут, к Себе в Царствие Божие. Потому что страдание – это для ученика Христова вещь неизбежная. Как Сам наш Учитель и Господь страдал на Кресте, так и сказал Своим ученикам: В мире скорбны будете (Ин. 16, 33). Хотя многие люди попадают в Церковь через скорбь и думают, что сейчас они все или некоторые свои проблемы решат. Нет, скорбь неизбежна, потому что без этого ничего не поймёшь ни в Евангелии, ни в спасении. Это вещь совершенно неизбежная и нужная. Поэтому святые мученики древности и более поздних времён с такой охотой умирали за Христа. Смерть от меча или от пули не легче, чем от инфаркта миокарда или от рака, от которого все приходят в ужас. Совсем нет. Но нужно относиться к этому по-христиански.

Господь через эти три отрывка нам говорит, во-первых, что Он рядом и что мы все в Церкви вместе с Ним, во-вторых, что мы должны учиться всю жизнь милосердию, чтоб не оказаться в роли богача в результате своей жизни, и в третьих, что нужно достойно принимать страдания, которые для нас попускаются Господом, для того чтобы сдать самый главный экзамен. Недаром русская пословица говорит: конец – делу венец. Вот это самое главное. Даже не столько важно, как ты жил, но очень важно, как ты будешь умирать. Это самое серьёзное дело в нашей жизни. Что такое школа? Школа – это подготовка к будущему высшему учебному заведению или трудовому поприщу. А что такое труд? Это для того, чтобы потом создать семью и на те деньги, которые ты заработал, выращивать детей. А для чего это делается? Для того, чтобы встретить достойную старость. А вся жизнь дана для того, чтобы достойно встретить переход в вечность. Вся жизнь – это подготовка к вечности. Что главное для младенца в утробе? Выйти из утробы на свет Божий. Рождение – ситуация тоже очень болезненная, ребёнок орёт, он попадает в мир, в котором совершенно другая температура (то было 36,6, а то резко – 25 градусов, сразу на 10 градусов меньше). И он не успел родиться, уже на него медицинскую карту заводят, уже его начинают лечить. И так вся жизнь – с самых младых ногтей до самой старости. И самый главный момент – это момент вот этого перехода в вечность, потому что мы предстаём перед Богом. Это образное, конечно, выражение. Никакого такого суда, как у нас бывает в человеческой ситуации, не будет. Этот суд – это вся наша жизнь. Каждый человек судит сам себя, сам себе назначает статью, приговор, и сам же будет проходить дальнейшие и мытарства, и своё бытие в вечности. Чем только отличается? На земле сроки бывают большие, поменьше, но у них всегда есть конец, кроме пожизненного, но и то конец – это когда тебя уже выносят ногами вперёд. А тому, что нас ожидает за гробом, конца нет. Поэтому то, что ты собрал здесь, на этой земле, пока жил – это твоё достояние. Если ты собрал зависть, злобу, осуждение, жадность, клевету, болтливость, обжорство, это то, чем ты будешь жить. А Богу угодно, чтоб ты собрал в себе смирение, терпение, послушание, любовь, милосердие. И вот тогда с этим богатством Он тебя берёт к Себе. Почему? Потому что Он Сам таков. Есть такой силлогизм: может ли Бог создать такой камень, который Сам не может поднять? Ну, конечно, может. Этот камень – человек. Без помощи самого человека его спасти нельзя. Это как вылечить алкоголика, если он говорит: «А я на свои пью, сами вы больные!». Ну так он и будет пить, пока печень не треснет, ничего с этим не сделаешь. Человек должен осознать, что он больной, должен захотеть лечиться, и он должен прилагать к этому постоянные усилия, тогда он выздоровеет, это обязательно. На любой стадии Бог обязательно поможет. Но если он не хочет, бесполезно. Очень многие женщины спрашивают: «Что мне сделать, чтобы муж не пил?». Нужно отрезать голову, пришить другую – от человека, который хочет выздороветь. Только тогда, а так ничего не сделаешь.

Я так надолго остановился на этих трёх Евангелиях, потому что в них слилось самое важное, что каждый крещёный человек должен усвоить и никогда этого не забывать.


Наверх