На неделю 20-ю по Пятидесятнице (о воскрешении сына Наинской вдовы). 21 октября 2012 г.

На неделю 20-ю по Пятидесятнице (о воскрешении сына Наинской вдовы). 21 октября 2012 г.

«Господь Наш Иисус Христос пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой»  (Лк., 7, 11-16). Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности, что было, конечно, правда.

Богословы во Христе разделяют Его три служения: пророческое, потому что Он возвещал людям волю Божью, поэтому, когда Его называли Пророком, это была абсолютная правда. Священническое: сегодня во втором Евангелии мы читали часть Его первосященнической молитвы, потому что Он является Законодателем и Установителем всех Таинств, которые совершаются в Церкви Божией. Он ещё Учитель: учил Своих учеников и всех тех, кто хотел учиться, Царствию Небесному, как жить так, чтобы Царствие Небесное достигло человека.

Сразу это невозможно, мы спасены только в надежде, как апостол Павел говорит, но с пришествием Христа на землю приблизилось к людям Царствие Небесное. Из тех людей, кто примет Христа в ум свой, в своё сердце, в свою жизнь, будет жить согласно с тем, что Он принёс, то тогда Царствие Небесное и войдет в сердце. И Он, поэтому, был носителем царского служения, Он воистину был Царь, но Царствие Небесное, Царство Его – не от мира сего. И если каждый мирской царь стремится к укреплению своего царства, к его расширению, к его богатству, то Христос наоборот – стремится всех наделить Своим Царством, и всех сделать наследниками этого Царства. Он это делает исключительно по любви к роду человеческому. Объяснить эту любовь нельзя.

Нечто подобное мы испытываем тоже к своим детям, даже если наш ребёнок или уже взрослый сын или дочь творит какие-то безобразия, обычно люди стараются его оправдать. Одно из самых распространённых таких оправданий: это, говорит, на него порчу навели, или, говорит, она его околдовала, поэтому он от жены ушёл, и так далее. А он – сущий ангел. И в доказательство того, что он ангел, приводит какие-то эпизоды из его жизни, когда ему было четыре года, пять – вот видите, он же ангел. А ещё говорит: он таким не был, не был таким, а таким стал, значит, она околдовала. То есть даже в голову не приходит, что фруктик-то сгнил. Да, был хорошенький, было, да прошло, потому что хранение было недостаточно грамотно обеспечено.

Вот этот эпизод про наинскую вдову очень важен, поэтому Святая Церковь его избирает для того, что бы мы его читали по воскресеньям, когда приходит наибольшее число народа. Сегодня у нас в этом храме уже третья Литургия, и все люди слышали, и в Митрофаньевском было две, представляете, сколько народа услышали эти важные слова. Что же нам раскрывается в этом Евангелии от Луки? То, что Господь пошёл в город, называемый Наин, выглядит вроде как бы случайно – городов в Израиле много, несколько десятков, почему Он этот избрал? Так Промыслом Божиим было устроено, Он как всеведущий Бог, конечно, знал, что у некоей вдовы в Наине умер сын, и Он пошёл, чтобы его воскресить. Этого не знал никто. А почему именно к ней? Наверно, не у одной вдовы умер сын в это время. Чем же она так привлекла Божественное внимание? А как вообще можно привлечь к себе Божественное внимание? Что для этого нужно делать? Обычно приходят люди в Церковь за разными вещами, кому что: кому – на работу устроиться, кому – чего-нибудь украсть, кому – что-нибудь послушать, в одно ухо влетело, в другое улетело, но сам процесс слушания нравится. Царь Ирод тоже в подвале держал Иоанна Предтечу и с удовольствием время от времени с ним беседовал на разные богословские темы, но после своего дня рождения по наущению дочери своей жены спокойно взял и отрубил ему голову. Поэтому, слушать, и даже с удовольствием, – это ещё не значит что-нибудь слышать. Как же, мы все пришли за разным, но большинство приходит в Церковь молиться Богу, если молиться – хотим ли мы быть услышаны? Понятно, Бог, конечно, всё слышит. Мы так говорим: услышал меня Бог – это когда наша молитва имеет результат. Молитву можно оценить только по результату, не по тем ощущениям, которые человек испытывает во время молитвы, а исключительно по результату. Если результат соответствует тому, что ты просил, значит, молитва была хороша, значит Богу это угодно, а если нет, то нет. И единственная возможность для человека быть услышанным Богом – это сделаться угодным в Его глазах. Поэтому очень внимательно нужно вчитываться в те евангельские эпизоды и в слова Господни, где как раз о таких вещах повествуется, когда человек за кого-то просит, а Господь ему даёт по его просьбе. В чём тут дело? Почему я прошу, и мне не даёт, а он попросил – и ему дано сразу? И о молитве в Евангелии очень много сказано. Можно даже каждому из нас, когда читаем Евангелие, потому что обычно мы читаем, к сожалению, механически, взять карандашик и всё, что касается молитвы, выписать и самому исследовать, почувствовать, понять, что за этим стоит. Потому что Господь немало слов сказал о том, как мы должны молиться, и апостолы вслед за ним тоже научили. Это очень важно.

«…И с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города» (Лк., 7, 11-16). Представьте себе, входит Христос в Наин со своими учениками апостолами, и с ним множество народа, навстречу выходит вдова, и с ней множество народа. Скоро мы все умрём, и когда умрём, положат нас во гроб, а может, кто и в канаве умрёт, оглянись вокруг после своей смерти: сколько пришло народа на твои похороны. Зачем? А чтобы узнать: ты вообще здесь на земле кому-нибудь нужен? О тебе хоть кто-нибудь слезу прольёт? Или скажет: «ну, слава Богу, избавил Бог от этой сволочи»? Потому что один человек так живёт, что всем от него и ему хорошо, а другой так живёт, что всем от него только одно горе и проблемы, он просто мучает всех: и родных и неродных, и ближних, и дальних. А вот эта вдова была, видать, очень хороший человек, что, для того чтобы ей облегчить горе, пришло множество народа. Зачем? Разделить с ней это горе. Вот поэтому Христос и пошёл в Наин, чтобы тоже ей помочь.

Потому что Бог знает каждого из нас, знает, что в каждом из нас хорошего, что плохого, что терпимо, что в нас прекрасного, что в нас мерзость, это Бог знает. И Он иногда без нашей просьбы даже вмешивается в нашу жизнь, и это вмешательство бывает благодатно, и мы это чувствуем и Бога благодарим, а бывает, и забываем благодарить, думаем: повезло. Как будто жизнь это такой хаос: то повезёт, то не повезёт. Это совсем не так. Господь, как и за наинской вдовой две тысячи лет назад, так и сегодня, наблюдает за каждым человечком, смотрит на него, думает о нём и желает ему спасения. И так же и здесь. У Него была возможность, потому что Он, Бог, воплотился, жил некоторое время среди людей и столкнулся с горем той женщины, которая Ему была приятна, и Он для того, чтобы её в горе утешить, воскресил ей без всякой её просьбы её сына. Потому что она была хороший человек. Поэтому совсем не случайно из множества вдов, у которых умерли дети в Израиле, Он обратил Свой взор на неё. И вот эта толпа, которая пришла на похороны её сына, она об этом свидетельствует. И дальше: «Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк., 7, 13). Потому что Он не хотел, чтобы она плакала. «И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх» (Лк., 7, 14-16).

Я думаю, что каждого из нас, если бы мы присутствовали при такой сцене, всех объял бы страх, потому что явное такое чудо. А тем более смерть, она всегда переживается как некое мистическое событие. Очень многие люди приходят в Церковь после смерти близкого человека, это их как-то настраивает на духовный лад, потому что сталкиваются с этим и понимают, что произошло нечто очень важное. Понятно, что согласиться с тем, что человек умер, и лопух вырос, не получается. У животных – получается. Умер – подошёл, понюхал и пошёл дальше. У человека – нет, потому что человек чувствует, даже если он отрицает, что душа бессмертна. Поэтому даже когда к человеческому телу относятся как-то с пренебрежением, нас это возмущает, потому что мы хотим, чтобы всё было по-человечески, чтобы тело было погребено, чтоб над телом помолились, чтобы было отмечено это место, чтоб туда можно было приходить и вспомнить человека, помолиться о нём, чтоб за этим местом ухаживать и помнить. Вот эта память для людей очень важна. Но те люди, которые потеряли человеческие свойства, им как бы это неважно совсем: а, подумаешь, бульдозером разровняем и сделаем парк, пускай детки играют на костях своих дедушек и бабушек, им всё равно. Но если человеческое что-то остаётся, тогда к могиле, кладбищу, памятнику определённое отношение возникает в душе помимо всего прочего, помимо даже воспитания это в душе присутствует.

Поэтому этот эпизод нам показывает, что, во-первых, мы у Бога не забыты; во-вторых, если мы хотим, чтобы Бог нас слышал, то мы должны сделаться угодными в очах Божиих; в-третьих, Бог не хочет, чтобы мы плакали от каких-то событий, которые с нами происходят, потому что всё: и горькие лекарства, и трудные, и радостные события, которые нам посылаются – это всё от Бога, и нам нужно научиться переживать и видеть духовный смысл этого события. Потому что через каждое событие нашей жизни и окружающей нас жизни Господь к нам обращается, потому что в нашей жизни есть очень много всяких неисправностей. И вот этим чудом, когда нарушается весь порядок вещей, мёртвый вдруг встаёт, Господь говорит: если надо – и мёртвого воскресим. Поэтому когда человек думает, что Бог его не слышит, это значит, что дьявол в его уши клевещет на Бога. Бог всё знает и всё слышит. И даже если человек ушёл от Бога далеко, отвернулся, то Бог никогда не отворачивается от человека. И для того, чтобы человеку помочь, Христос проделал целый путь со своими учениками, чтобы прийти в этот город утешить вдову. Только нужно нам жить так, чтобы сделаться достойными такого утешения.

Проповеди на праздники:

Наверх