На неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха). 2012 г.

На неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха). 2012 г.

Христос Воскресе!

Сегодняшняя неделя называется Антипасха, потому что она стоит напротив Светлого Христова Воскресения, а в середине Светлая Пасхальная седмица. Эта неделя прямо по Евангелию посвящается апостолу Фоме, который впервые встретился с воскресшим Господом не по Его Воскресению, а спустя несколько дней, именно через неделю. Сегодняшнее Евангелие говорит как раз о том, как Фома усомнился, не поверил своим собратьям апостолам, не поверил своим сёстрам во Христе, которые свидетельствовали о том, что Господь воскрес. Он сказал: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Много разных было мнений у людей на протяжении двух тысяч лет, что он, действительно, не верил, но я склоняюсь к тому, что здесь не было неверия, а скорее всего, было желание убедиться. Желание очень обыкновенное и нужное. Почему человек вообще склонен к сомнению? Это свойство нашего падшего ума – сомневаться иногда даже в абсолютно очевидных вещах.

Адам проникал своим умом в суть вещей, он не только не мог ошибаться в результате своей Богом данной чистоты, а он, проникая в суть, мог даже давать имена, что он и сделал в раю, давая имена всем живым тварям. Это имя отражало сущность того, кто носил это имя. В результате грехопадения, к сожалению, ум человеческий помрачился. Это помрачение сказывается во всём. Самый простой пример, с которым я сталкиваюсь ежедневно – приходит некий человек и говорит что-то, например: “Мне предложили новую работу”. Потом начинает что-то говорить об этой работе, а потом говорит: “Мне предложили новую работу”. Потом рассказывает, где он живёт, какое сегодня число, а потом говорит: “Мне предложили новую работу”. У меня с памятью уже, конечно, не то, что сорок лет назад, но трудно себе представить, что в течение тридцати секунд я успел забыть, что человеку предложили новую работу. Спрашивается, что с ним происходит? Ничего, обычная вещь, помрачение. Сам человек говорит и сам забывает, что он говорил. Сам плохо себе отдаёт отчёт в том, что он говорит. Почему? А потому что даже между речевым аппаратом и мозгом уже существует провал.

Меня тут недавно тоже поразило, пригласили меня дать интервью на один новый телеканал. Речь идёт о том о сём, я уже не помню сейчас по какому поводу, но там был один эпизод, когда я говорю ведущей мою любимую фразу, что воспитательницами русского народа остались только Лолита Милявская, Ксения Собчак и Анфиса Чехова. И мне ведущая говорит: “А что, Лолита хорошая певица”. Нормально, да? В огороде-то бузина, а дядька в Киеве. Нормально, это вроде разговор двух взрослых людей. Эти самые люди говорят: “А вот у меня такое мнение”. Дальше двоеточие, открываются кавычки и идёт некий бред, который связан с погодой в Уганде. Мы говорим вообще совершенно о другом, по крайней мере вопрос так задан. Это говорит о том, что странные вещи происходят в человеческом уме или в том месте, где он должен по идее быть.

Вернёмся к верованию Фомы и его сомнению. Отчего сомнение? Почему Господь сказал: «Будьте как дети» (см. Мф. 18, 3)? Ребёнку скажешь, он абсолютно воспринимает, как теперь модно говорить, адекватно. Большинство людей, к сожалению, не знают, что такое адекватно. Но так как это постоянно слышится, люди говорят: “Неадекватный человек”. Извините, а неадекватный чему? Адекватность может только к чему-то относиться. Просто неадекватный – это невозможно себе представить. Неадекватная погода, неадекватная чему? Если мы собираемся в поход идти, а идёт проливной дождь, то это неадекватная погода к нашему путешествию. А если мы посадили горох и идёт дождь, это погода адекватная, потому что она соответствует тому, что мы ожидаем от погоды, чтобы полить наш горох. К сожалению, к месту и не к месту люди употребляют какие-то странные слова, у них голова наполнена всякими штампами. Причём не ими самими созданными, а где-то услышанными, которые они применяют к месту и не к месту. От этого идёт сомнение, потому что есть обыкновенное свойство человеческого ума, оно заложено нам Богом, познать истину. Истина – это есть Христос. Тот мир, который Христос создал, ибо Им же вся быша, нас ради человек и нашего ради спасения, и мы, наш ум, потеряв свойство Адама, который своим умом мог понимать замысел Божий, мы должны заниматься науками, чтобы понять, как устроен этот мир. Сомневаться, проверять, использовать изумительный аппарат, который есть в мозгу каждого существа. Даже у крысы есть логика. Благодаря логике мы можем хоть как-то ориентироваться. Все встречались с понятием женской логики. Это понятие, конечно, условное, красивое, можно сказать, даже поэтическое, но речь идёт о том, что у подавляющего большинства людей, более 90% живущих на земле, логика совершенно отсутствует. Действия людей никак не связаны с логикой. Они связаны либо с инстинктами – еда, питие, продолжение рода, жилище, либо с желаниями – злоба, ненависть, зависть, сребролюбие и другими страстями. Человек, например, собирается что-то такое совершить, но настолько в нём действует эмоциональная часть, что он никак не может проверить это логикой. От этого существует то, что именуется раскрываемостью преступлений. Большинство преступлений, даже убийств, совершаются на кухне кухонным ножом. Только очень немногие внимательно, скрупулёзно кого-то убивают, прячут концы в воду. Тогда только случайность может выявить преступника. А так обычно человек действует от эмоций. Сомнение происходит именно из-за разрушения человеческого разума в большой степени. Человек не видит обычных вещей, не может установить логические связи.

Самое нарочитое в наш абсолютно сумасшедший век, например, права детей. Более идиотское словосочетание можно говорить на языке в стране, где убивают ежегодно четыре миллиона детей, и ни у кого не спрашивают: “У вас есть вообще право на жизнь?” Есть право у мамы его убить, есть право врача с неё за это слупить. И всё. Ну если не врач, то Минздрав, потому что бюджет оплачивает это. О каких правах детей можно говорить? Это абсурд из абсурдов.

И второе — суррогатное материнство. Есть всякие фонды “Святость материнства”. Хорошо, а может быть суррогатная святость? А может быть суррогатный талант? А могут быть суррогатные деньги? Давай вместо денег я сейчас нарисую тебе суррогат, пойди купи мне булку хлеба. Как материнство может быть суррогатным? Может быть только в сумасшедшем доме, которое именуется человеческим обществом. Либо материнство, либо не материнство. А что это такое? Худший вид проституции, торговля за деньги своим телом. Не просто чтобы доставить удовольствие, а доставить удовольствие ещё более глубокое – доставить удовольствие отцовства или материнства другому человеку за деньги. Им, видите ли, хочется, они платят, и находится человек, который готов им удовлетворить это хотение, используя для этого собственное тело. Извините, почитайте в словаре, что есть торговля своим телом – это есть проституция. И всё. У нас теперь это по закону уже возможно, мы живём в абсолютно сумасшедшем государстве. Когда человеку пытаешься это объяснить, он это не понимает. А почему он не понимает? Тут же всё логично, это абсолютно неоспоримо. А почему он не понимает? У него помрачён ум.

Сейчас вторая часть, Фома усомнился и сказал это своим соученикам. Господь, как сердцеведец, конечно, знал об этом разговоре. И какова милость Божия, Господь не оставил его, не сказал: “Ах, ты сомневаешься, тогда катись”. Господь пришёл и говорит: “Ну Фома, миленький, иди ко Мне”. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 28-29). Вот две тысячи лет каждое поколение христиан рассказывает другому поколению. Это поколение может быть старше, младше. Поколение не в возрастном плане, а в том, в каком году, кто, когда к вере пришёл. Говорят о воскресшем Христе. Таким образом живёт Церковь, по слову. Говоришь слово, человек верует этому слову. Или книгу читает, что совершенно равноценно. Вот в этом большая ценность для Бога. Почему? Да потому что, если человек верит истине, значит у него в голове и в сердце осталась некая неразрушенная часть. С помощью этой неразрушенной части, которая будет оплодотворяться благодатью Святаго Духа, человек может восстановить в себе то потерянное водами качество человека, созданного Богом. Тот, который не может воспринять истину, с точки зрения Бога, он мёртв. По определению жизнь с Божественной точки зрения – это есть общение с Богом. Человек может быть учёный, способный, но для Бога это совершенно не важно, потому что он мёртв, нет в нём духовной жизни. Господь увидел вот это неразрушенное до конца в Фоме и протянул ему руку.

Это наш общий день, это наш общий праздник. Почему Господь нас всех здесь собрал, таких разных? Среди нас есть и торговцы, и врачи, и музыканты, и банкиры, какие только существуют на земле образы человеческой деятельности, все здесь есть. В каждом из нас Господь нашёл эту живую часть нашей души и к ней обратился. Вот Он нас всех здесь собрал. Мы живём вместе такие разные, но есть нечто, что нас очень сильно объединяет. Мы братья и сёстры, но во Христе. Насколько вера в нас глубже, сильней и больше, настолько мы и друг другу больше братья и сёстры. Это становится настоящим, это становится жизнью. Кровное отступает, потому что эти люди могут быть нам совершенно чужды, малоинтересны даже и, к сожалению, скучны. Они не знают самого главного. Когда разрываешь навозную кучу, а там червяки. Кто на рыбалку ходит, окуней ловить, тот знает. Нам это как бы и не интересно. Конечно, работать надо, надо пропитание себе добывать. У кого есть возможность, и домик себе на Ривьере прикупить. Тоже очень неплохо, но это же не главное. Главное то, что мы испытываем здесь, это невозможно испытать человеку, который не знает Христа. Этот опыт, это общение с Богом – это есть пробуждение нашего сердца. Вот это есть самое драгоценное. Мы видим, как Господь милостив к Фоме, Он не обиделся на него. То, что мы такими совершенно идиотскими путями, с разрушенной логикой, всё-таки оказались здесь, уже такие израненные, больные, наполовину глупые, это всё равно Он нас собрал, Он в нас увидел, Он на нас надеется, Он нам протянул руку, Он хочет нас спасти. А спасение через благодать. Поэтому будем собираться вместе, будем молиться, будем причащаться, будем читать Священное Писание, и Господь всегда будет с нами.


Наверх