На неделю 18-ю по Пятидесятнице (притча о десяти девах). 7 октября 2012 г.

На неделю 18-ю по Пятидесятнице (притча о десяти девах). 7 октября 2012 г.

Господь сказал притчу, которую мы сегодня читали из Евангелия от Матфея: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них было пять мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25, 1-13).

Сколько времени у каждого из нас осталось на это бодрствование? Ровно до смерти. Поэтому у кого двадцать лет ещё впереди, кому осталось два дня. Поэтому вот в это оставшееся время нужно постараться наполнить свои светильники.

Много было разных толкований за две тысячи лет, например, елей уподобляли добрым делам, что совершенно верно. А преподобный Серафим Саровский предложил такое толкование, что это благодать Святого Духа, что, конечно, тоже верно, потому что без благодати Святого Духа человек даже никакого доброго дела сделать просто не может. А если что-то и сделает, то это обычно не доброе дело, оно послужит другому, например, прославлению этого человека, то есть его тщеславию. И человек не получит искомой благодати Божьей. Потому что то, что не во Христе, – то зло. Вне Христа вообще добра нет.

И вот иногда, но это даже бывает смешно, некоторые люди пытаются притчу анализировать с такой обычной, бытовой точки зрения, и не сходится. Ну, например, задают такой вопрос: «Ну как же? По-христиански они должны были поделиться». Да, по-христиански – да. Но тут не идёт речь о том, как уже состоявшийся христианин должен вести себя в преддверии свадьбы. Таких рекомендаций притча не даёт. Притча учит гораздо более важным вещам. И если внимательно посмотреть, нам действительно откроется много премудрости. Потому что в притче, как в философском трактате, под каждым предметом нечто важное подразумевается. Кто эти десять дев? И почему девы? А где юноши, которые тоже на свадьбах обычно присутствуют в не меньшем количестве? Да нет, просто эти девы – это души людей. Душа может быть разумна, а может – нет. Одна душа исполнена благодати, а другая весьма скудна.

И ещё: ни один человек не может у другого человека занять благодати. Это не деньги. Почему? Благодать Божия – это всегда Божий дар и подается человеку Самим Богом. За что? За смирение. Бог только одним смиренным даёт благодать.

А что такое светильники? А светильники – это сердце человека. Сердце может быть исполнено благодати Божьей, а может – гадами всякими, им же несть числа. Вот от этого и зависит пребывание Царствия Божьего в сердце человека, потому что Царствие Божие внутри нас есть.

И дальше. Кто же такой жених? Это Господь наш Иисус Христос, Который любит человека, но не любит его ноги, руки, Он – Творец бессмертной души и за душу человека отдал Свою жизнь. Поэтому отношения души человека и Бога – это как отношения жениха и невесты. Эти отношения описаны в книге «Песнь Песней» Соломона. Такая возвышенная любовная древняя лирика. Там под девой сокрыта душа человека, а под юношей – Сам Господь. Вот так Господь любит человека. Поэтому речь идёт о встрече с Богом, которая состоится после смерти человека. Душа каждого из нас предстанет перед Богом. Одна предстанет исполненная благодати Божьей, а другая – «с погасшим светильником».

А кто же такие продающие? Продающие – это наши ближние. Потому что наше спасение, каждого из нас, в нашем ближнем. Каждый человек, который встречается нам в жизни на одну секунду, а другой наоборот – мы вынуждены сорок лет вместе жить в одном доме, по-разному бывает, но каждый человек – это дверь. Мы можем её пройти, проходя вот эту анфиладу, которая ведёт в Царство Божие, а можем застрять на этом месте. От чего это зависит? Это зависит от того, встретим мы этого человека с любовью или наоборот. Если будем трудиться над тем, чтобы преодолеть рознь века сего, то дверь открывается – мы проходим. Если нет, то злоба, ненависть, раздражение, обида закроют перед нами эту дверь. На земле семь миллиардов людей, и каждый из них – это дверь. Конечно, в своей жизни мы столько дверей не пройдём, у каждого свои возможности и свой крест, который Господь каждому даёт нести, но мы черпаем благодать Божию только из взаимоотношений с людьми. Потому что от Бога мы получаем знание истины, мы черпаем её из Евангелия. А встреча с каждым человеком – это либо экзамен, либо зачёт. По-славянски – «искушение», по-латыни – «экзамен», по-русски – «испытание». Каждый человек – это испытание для нас. Наши дети – испытание, наши родители – испытание, наши учителя – испытание, пассажиры в транспорте, в котором мы ездим каждый день, – это тоже для нас испытание, включая и водителя часто. Всё – испытание: страна, в которой мы живём, ментальность окружающих нас людей, которые приехали ненадолго, а теперь уже на три года будут приезжать. Испытанием является и собственное здоровье, потому что, когда нам нездоровится, мы раздражительны, а тот человек, с которым мы сталкиваемся в жизни, – ему до нашего нездоровья вообще-то дела особенно нет, потому что он тоже себя плохо чувствует. И так обычно люди в ответ на то, что «у меня болит голова», отвечают: «А у меня тоже». И человеку сразу легче от того, что у другого тоже. Это тоже испытание. И пища, которую мы едим, – испытание, и воздух, которым мы дышим; всё: и погода, и осенняя темень. Всё от начала до конца. Но так Бог этому попустил, потому что для спасения каждого из нас это лучшее место на земле. Та семья, в которой мы живём, – это лучшая ситуация для нашего спасения. Ну, а на детей вообще нечего сердиться: это, вообще-то, твои дети, твоё произведение. Гены, которые они почерпнули, от тебя, и то антивоспитание – это они всё восприняли, во-первых, от тебя, во-вторых, от школы, куда ты их отдал. От этого не легче, но надо понимать, что мы должны это преодолеть. Поэтому занять елея можно только у людей.

Но есть такие вещи, например, бросить сквернословить или курить можно в течение секунд. Взял пачку – и в урну, а дальше терпишь годика два. Не закуриваешь, глядишь – и бросил. Это мгновенно.

А есть вещи, на которые может не хватить времени. Ну представим себе, что ты до семидесяти лет был бабой-ягой. И вдруг покаялся. Как все навыки бабы-яги в себе изжить? Не хватит десяти лет, наверное. Поэтому жених может прийти, двери закроются, а тебе не с чем... Поэтому древние говорили: «Береги честь смолоду». Платье – снову, а честь – смолоду. Вот это очень важно – не приобретать себе навыки души, которые потом придётся изживать, а может быть, и не успеешь изжить.

Представим себе: собрались благочестивые люди со всего лица земли в Царстве Божьем, и вдруг там – баба-яга. Как в притче о том человеке, который зван был тоже на брачный пир, речь тоже о Царстве Небесном. Он говорит: «Друже, как ты сюда пришёл не в брачной одежде? Пшёл вон во тьму кромешную!». Бабе-яге там не место. Поэтому, если у тебя есть некоторые навыки, которые не из Царства Небесного, ты просто не можешь туда войти, но, если как-то и проберёшься, тебя вышвырнут во тьму кромешную. Как это будет происходить? Ну, конечно, не так, как в ресторане вышибала, просто это притча, которая объясняет сам механизм того, что это совсем не безобидно – наше такое отношение к ближнему.

Поэтому Господь давал заповеди, которые людей воспитывали. Чти отца и мать – да благо тебе будет, долголетен будешь на земле. Потому что для древних диких людей разговор о высоких духовных предметах был не доступен, они были скотоводы в основном. Поэтому говорят, вот подольше поживёшь – и хорошо поживёшь. Ну а что ещё человеку надо? Подольше и получше. Но естественно для человека, ещё близкого к животному миру, иметь любовь к отцу и матери. Потому что он с младенчества в этом воспитывается, отец и мать родные, и он их любит, исходя из инстинкта, как цыплёнок любит свою курицу-мать. Это очень естественно и нетрудно.

Поэтому для детей простая задача, а для взрослых посложнее. Мама уже старая, противная, всё забывает, всё роняет, за ней всё нужно вытирать, за ней нужно стирать, а она ещё всем недовольна. Эта задача потруднее, уже для взрослого человека. Как не раздражаться? А она, говорят, как маленький ребёнок. Да нет, хуже гораздо. И запахи совсем другие. Но заповедь есть заповедь. Мы так и возрастаем: от простого к сложному. Легко маленькому ребёночку любить свою маму. И то он капризничает, и прочее, прочее... И гораздо тяжелей любить старого человека и вспоминать, что ты просто отдаёшь долг. Вы просто сейчас поменялись местами. Вот так она за тобой ходила. Вот ты ей спать не давал, а теперь она тебе не даёт. Квиты, и больше ничего тут сложного нет. Раз Господь это попускает, значит, ты можешь. Иногда человек думает: «Ну что ж Господь её не приберёт?» Приберёт обязательно. Она живёт для тебя, чтоб ты научился смирению, а со смирением к тебе придёт благодать. А если она умрёт раньше, то тебе негде собрать необходимую для Небесного Царствия благодать Божию. Да, от неё никакой нет пользы никому. Только тебе. Причём это польза духовная. А духовная польза не связана с покоем, что можно отдыхать, что никуда не надо идти, ни о ком не надо заботиться. Наоборот, она нам дана, чтоб наше чёрствое сердце умягчить. Поэтому не надо раздражаться, а нужно упражняться в умягчении своего злого сердца. Вот об этом эта притча.

«Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» (Мф. 25,10). Двери затворились. Невозможно без елея в сердце, благодати Божьей, войти в Царство Небесное. «…приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25,11-12).

Интересно, как это, Всеведущий Бог их не знает? Да очень просто. Есть люди, которых вроде все знают. Ну, скажу наугад, Герман Греф. Ну и что? А что мы о нём знаем? О чём он думает? А что у него в сердце? Какие отношения у него с детьми, с женой? Жива ли его мама? Да ничего мы о нём не знаем. Почему? Мы и его не знаем. Потому что, чтоб познать человека, нужно войти в его сердце. А как же Бог входит в сердце человека, чтобы его узнать, почему Он сказал: «Я не знаю вас»? Бог входит в сердце благодатью Cвоей. А если там нет благодати Божьей, значит, нет и общения с Богом. Вот что значат эти слова. Мы сами не даем Богу войти в нас. Мы сами закрываем двери Царства Небесного для благодати Божьей. Хотя в притче немножко зеркально сказано, что перед нами закрываются Царства Небесного двери. На самом деле эти двери здесь, и мы сами для Царствия Небесного, которое с благодатью Божьей приходит, закрываем эти двери. Вот что это значит.

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25,13). Сын Человеческий приходит Cвоею благодатью. Приходит тогда, когда Он считает нужным. А мы должны быть всегда к этому готовы, потому что жизнь наша очень и очень коротка, и не надо её растрачивать на пустое.


Наверх